В Белгороде пытаются установить экипаж погибшего при освобождении города самолёта ИЛ-2
Белгородцы отметили очередную годовщину окончания Курской битвы. В общей сложности она длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года, когда от немецко-фашистских захватчиков был освобождён Харьков, а 5 августа примерно около шести часов вечера был окончательно освобождён Белгород. Сражения на Курской дуге стали решающими в Великой Отечественной войне.
Успех в битве обеспечило в том числе массовое применение самолётов-штурмовиков ИЛ-2. В одном из боёв за освобождение Белгорода немецкие истребители сбили советский самолёт. Место падения сейчас находится на территории частного дома на улице Донецкой. Здесь погиб лётчик и стрелок-радист, их имена до сих пор неизвестны.
Место
В 1993 году Дмитрий Письменный переехал из Казахстана в Белгород. В 2001-м купил участок со старым дом. На его территории обнаружил могилку. Прежних хозяев дома уже не было в живых, и историю захоронения рассказала младшая сестра хозяйки, а соседи добавили к рассказу воспоминания своих родителей. Сам новый хозяин до сих пор находит в земле старые немецкие бутылки и банки, а также части различной амуниции вермахта.
Кроме того, судя по некоторым рассказам, где-то на его участке захоронен и немецкий солдат. Одни говорят, что его расстреляли свои же за неподобающее поведение, по другим сведениям его не смогли выходить после ранения.
Как оказалось, в старом доме, который и сейчас стоит на участке, находилась немецкая военная комендатура. Перед этим фашисты выселили всех местных жителей из близлежащих домов – кого отправили в Таврово, а кого и на сельхозработы в Полтаву. Некоторых потом вернули для бытовых работ, а другие иногда навещали свои дома.
Местные жители и стали свидетелями падения советского самолёта в августе 1943 года. Сбитый штурмовик упал прямо на подвал, поэтому после взрыва от удара с землёй на сотни метров разлетелись мочёные яблоки и … обгоревшие немецкие деньги.
Во второй половине августа, после освобождения Белгорода, вернувшиеся две сестры – хозяйки этого дома – похоронили остатки лётчиков прямо в яме, образовавшейся на месте падения. На долгие годы про безымянный холмик практически забыли. В отличие от ещё одной могилы безымянного летчика, которая находится неподалёку, ближе к микрорайону Новый. Она обустроена, и к ней по памятным датам приносят живые цветы.
Новый хозяин дома на свои деньги поставил небольшой памятник на могиле у себя на участке. И вскоре к ней тоже начали приносить цветы и отдавать дань памяти погибшим советским лётчикам.
Дед Дмитрия воевал, дважды был в окружении, второй раз – в 1942 году под Харьковом. И только через полгода вышел к своим. Поэтому внук слышал много рассказов о войне от её непосредственного участника.
Самолёт
Штурмовик ИЛ-2 – легендарный самолёт Второй мировой войны. Фашисты называли его «шварце тод», то есть «чёрная смерть». Однако отношение военных специалистов к нему не так однозначно.
По официальной статистике, это был самый массовый боевой самолёт в истории авиации, его было выпущено более 36 тыс. штук. Однако по информации журнала «Авиация и космонавтика», на 10 мая 1945 году в строю числилось всего около 4 900 исправных и неисправных ИЛ-2.
Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие – это была отличная машина…
– вспоминал об этой машине лётчик, Герой Советского Союза Валентин Аверьянов.
Да, кабина лётчика и двигатель находились в бронекорпусе, однако крылья и хвостовое оперение представляли собой деревянный корпус с фанерной переклейкой и дюралюминиевыми вставками.
Кстати, изначально конструктор Сергей Ильюшин предложил вариант самолёта с двухместной кабиной – спереди лётчик, сзади стрелок-радист. Однако, по информации некоторых историков, Иосиф Сталин посчитал это слишком сложным и дорогим решением, поэтому первые самолёты выпускались только с одноместной кабиной, то есть лётчик остался без защиты сверху и сзади. В итоге, по статистике штаба ВВС Красной армии, из примерно 1 500 Ил-2, направленных в части до 31 декабря 1941 года, было потеряно 1 100.
Хотя и с этой проблемой лётчики научились справляться. На аэродромах сзади сами дооборудовали кабину и сажали туда стрелка, а иногда и устанавливали просто муляжи оружия, в том числе и ручки от швабр. А атаковали по принципу карусели, выстраиваясь по кругу друг за другом.
После появления двухместной кабины в экипаж вошёл и стрелок-радист. Однако он был защищён наполовину, так как над ним не было даже колпака. Поэтому смертность стрелков была намного больше, чем пилотов, и их постоянно не хватало. Иногда в качестве стрелков летали и другие пилоты, а иногда и женщины. Подобный случай получил отражение в советском художественном фильме «Особо важное задание».
ИЛ-2 – самолёт ближнего боя. Тактика его применения сильно отличалась от стандартных истребителей и бомбардировщиков. Схема боя штурмовика предполагала три захода над целью: первый удар наносился авиабомбами, второй – реактивными снарядами, а третий – пулемётами и пушками. Атаковал он на малой высоте, снижаясь иногда до 30 метров. Поэтому самолёт становился лёгкой добычей для противовоздушной артиллерии.
Кроме того, чтобы в совершенстве овладеть инновационной для того времени методики боя, необходимо было время, а его в начале войны не было. Поэтому в первый год войны на «Илах» летали в большинстве своём наспех обученные пилоты. Это также не могло не сказаться на потерях. По приказу Наркомата обороны с августа 1941 года лётчику штурмовой авиации присваивалось звание Героя Советского Союза уже за 30 боевых вылетов. С осени 1943 года этот ценз подняли до 80.
Характеристики самолёта и история его применения во многом проясняет обстоятельства его гибели и некоторые находки через почти 80 лет после тех событий.
Поиск
Осенью 2019 года поисковики клуба «Огненная дуга» договорились с хозяином дома в Белгороде о раскопках на его территории. С тех пор практически каждый день здесь идут земляные работы при полной поддержке домовладельца. Да и сам Дмитрий живо интересуется военной историей, так что в лице поисковиков он нашёл единомышленников.
Я представляю, что, например, мой дед был вот так где-то захоронен, а хозяин участка сказал бы: «Я не дам здесь копать, тут у меня цветочки растут». Память дороже и цветочков, и какого-то беспокойства,
– считает Дмитрий Письменный.
Прошлая тёплая зима благоприятствовала поисковикам, и работы велись во время межсезонья. Хотя копать в этом месте очень тяжело: почва содержит и глину, и мел, мешают корни деревьев. Обычно крупную военную технику достают с помощью экскаватора, но сюда его подогнать просто нереально.
Что удалось найти? Массу частей обшивки и детали фюзеляжа, стойки шасси, бронещиты, вариометр, остатки парашютной системы, личного оружия лётчиков и боеприпасов, несколько человеческих костей, притом по размеру останков можно определить, что лётчик и стрелок были разного роста, или в экипаже была женщина. Также по находкам можно определить последние часы самолёта.
Мы остатков бомб или снарядов не нашли, то есть он уже их израсходовал. А вот патронов различного калибра здесь куча. То есть самолёт был сбит на третьем заходе,
– рассказал заместитель руководителя историко-поискового клуба «Огненная дуга» Валерий Арутюнов.
Однако главная задача – докопаться до двигателя. При ударе о землю он ушёл глубоко, сейчас металлоискатель показывает сигнал с трёх-четырёх метров. Пока удалось найти часть прибора, на котором распознали номер. По нему установили, что самолёт изготовили на заводе № 30. Он располагался в Москве, а после эвакуации – в Куйбышеве (сейчас – Самара).
Нужно найти номерную деталь. Это либо шатуны, коленвал или редуктор, где на шестерне выбит номер мотора. По этому номеру через Министерство обороны РФ можно установить всю судьбу самолёта – где он был выпущен, в каком полку служил, и – самое главное – какой экипаж на нём летал. Пока сигнал идёт, будем копать,
– сказал Валерий Арутюнов.
В этом месяце клубу «Огненная дуга» исполняется 25 лет. За это время поисковики нашли останки более трёх тысяч человек, из которых 127 имён было установлено, 18 – передали на родину в другие города, остальных перезахоронили с воинскими почестями.