Интересное о татуировках. Беседа с тату-мастером в Белгороде
Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сделать татуировку? Как-то украсить себя или просто выразить эмоции через рисунок на руке, ноге или любой другой части тела? Или же считаете, что татуировки – это что-то грязное и неправильное? В любом случае, этот материал будет вам интересен, если хотите узнать побольше о том, что же такое татуировка, как она наносится, какие бывают последствия, как работает тату-мастер, что сейчас в тренде у белгородцев и многое-многое другое. Журналист Go31 пообщался с белгородским мастером Анитой «Nita» Тихо, чтобы узнать побольше о современной татуировке.
– Как ты стала заниматься татуировками?
– Я поступила в институт художественных искусств и культуры. Изначально на художника анимации и компьютерной графики, я планировала быть аниматором, работать в анимационной студии, делать раскадровочки, мультики. Но в какой-то момент мне сказали, что у меня прикольные рисунки, и как насчёт, мол, попробовать себя в татуировках? Я долго думала, а потом заказала первую свою машинку. Пробовала на друзьях, друзьях друзей, на дому делала партаки [сленговое название татуировки, пришедшее из уголовного мира, сегодня имеет ряд различий с профессиональными тату, об этом позже], как обычно это бывает. Походила по мастер-классам, а когда у меня уже была группа во ВКонтакте – меня пригласили работать в студию. Потом перерыв из-за учёбы и диплома, а после этого я сгоняла в Питер на мастер-класс, к хорошему мастеру, Артуру Асмусу. Он помог мне с выбором оборудования, дал советы, я посмотрела за его работой, познакомилась с другими мастерами. Зарядилась мотивацией, в общем. Сначала арендовала у знакомого место в студии, а потом мы с другом открыли своё помещение.
– Тату-мастер в России выгоднее, чем аниматор?
– Даже не знаю. По анимации сейчас скудно. Что у нас есть? Союзмультфильм? Смешарики тридэшные, господи. Хорошо, что я не аниматор. Это скорее востребовано в рекламе. У нас очень мало в России мультипликационных студий, обычно такие люди работают на фрилансе.
– Что в Белгороде за люди делают татуировки? Какой контингент к тебе приходит?
– Люди разных возрастов, от 18 до 35-40 лет. В основном это 20-25. Не совсем юные, те, кто подходит к выбору татуировки осознанно.
– Какие-то необычные клиенты были?
– Самое смешное было, это когда мне во ВКонтакте пишет человек, который спрашивал, сколько будет стоить набить на ягодице бэдээсэмный кнут. Я ему написала цену, а он у меня спрашивает: «можешь перед этим меня шлёпнуть?» Естественно, он полетел в ЧС, но это было смешно. А ещё был чувак, он у меня очень много спрашивал, много вопросов задавал, я его консультировала, а потом пишет: «ну всё здорово, но есть один момент – я сейчас на зоне». Был ещё человек, из соседнего офиса, который долго мне втирал дичь, что у него есть кот-сфинкс, и что его надо «забить». Чел, я с людьми работаю! Это кот, он не хочет татуху, он говорить даже не умеет! Это похоже на живодёрство, я таким заниматься не буду. Бывало, спрашивали про татуировки на интимных местах, в основном мужчины. Но я таким тоже не занимаюсь.
– Тут принципиальная позиция каждого мастера, кто-то готов, кто-то нет?
– Ну… я могла бы, но не хочу. Девушка у меня тоже спрашивала, просила набить на сосках, но я тоже не буду браться. Женские соски – это серьёзно, могут быть всякие осложнения, а мне это не нужно.
– А что сейчас в основном набивают? Какие стили популярны в Белгороде?
– Сейчас очень любят «нео-Японию». Это маски-хання, бубенчики, что-то такое. Раньше все эти японские татуировки были по канону, как у мафиози, определённые цвета. Сейчас же их миксуют с разными другими стилями. С «нео-традом», с «графикой», «чернухой», с чем угодно. Просто стилизуют японские мотивы.
– Давай для тех, кто вообще не шарит – можешь про стили рассказать побольше?
– Ну, «Япония» – по японским мотивам, мифам, те же ритуальные маски. «Нео-Япония» – это миксы с другими стилями. «Графика» – это чёткие контуры, линии, минимум теней. «Блэкворк» – плотный залив чёрным цветом. «Випшейдинг» – рисунок мелкими точечками, на мелком вольтаже машинки. «Реализм» – портреты, животные, цветы… но я в нём не работаю. «Леттеринг» сейчас очень-очень популярен, это каллиграфия готическим шрифтом, на шее особенно часто набивают, на груди. Можно взять любое слово и сделать так, чтобы смысл знал только мастер и владелец, оно нечитабельное.
– Как менялись стили в последние пять лет? Что было популярно, когда ты стала интересоваться татуировками?
– Раньше многие вообще не принимали возможность сделать индивидуальные эскизы. Люди брали из интернета какую-нибудь картинку, набивали её, и им было нормально. Сейчас всё же понимают, что индивидуальная разработка лучше. Такой татуировки больше ни у кого не будет. С мастером нужно обговаривать все детали в этом плане, потому что это дело двух человек. Ну и брать чужой эскиз – неинтересно. Всякие эти графические волки, львы, медведи, которые у всех были в какой-то момент, или иероглифы на шее…
– Ходила такая байка, что многие люди, набивающие себе иероглифы, не знали, что они означают. Это правда?
– Да, потом переводили – там были всякие рецепты «доширака» или матерные слова.
– А для тебя – какой стиль самый простой, а какой самый сложный?
– Даже не могу разделить… есть любимый и нелюбимый. Я работаю в «готик-нео-традишнл» – это плотные контуры, чёрный цвет, плотный закрас, випшейдинг, растяжка теней… Ещё мне очень импонирует «блэкворк». Плотный залив чёрным цветом, обычно этим занимаются, когда перекрывают старые, неудачные работы. Но я получаю кайф от процесса, когда вся рука чёрная – это очень эстетично, на мой взгляд. «Реализм» я не люблю. Я могла бы в нём работать, я же художник, но мне он не нравится. Какой смысл наносить фотографию на кожу? С таким же успехом можно надеть футболку с фото. Неинтересно.
– Ходит слух, что маленькие, миниатюрные татуировки мастера не очень любят набивать. Что расскажешь о микротату?
– По расходным материалам всё окупается. Но чем меньше татуировка – тем хуже она будет смотреться через пять лет. Кожа у нас постоянно обновляется, и пигмент под ней расплывается. Маленькие татуировки делают обычно на пальцах, стопах. Там они стираются, выцветают, расплываются и в итоге выглядят ущербно. И дело не в том, что мастер плохо сделал – просто место такое. Большие татуировки делают обычно на голенях, руках, торсе. Там, где кожа не находится в постоянном движении. А на ладони, например, даже большая татуировка быстро сотрётся. Не полностью, но её придётся часто обновлять. Есть мастера, занимающиеся именно миниатюрами, но я даже не знаю, что про это сказать. Я люблю масштаб. А ещё маленькие татуировочки потом сложно связать с какой-то новой идеей, если захочется что-то добавить.
– А что о работе в цвете? Какие особенности в цветных татуировках?
– Я в цвете сама не работаю особо. Цветные татуировки быстро выцветают. С цветом работать несложно, но нужна большая палитра и умение смешивать цвета, что даётся не всем мастерам. Если человек не чувствует цвет, не брал раньше в руки акварель и гуашь – всё будет грязно.
– Какой цвет выцветает быстрее всего?
– Не могу сказать, но когда лазером сводят татуировку – сложнее всего убрать зелёный и синий. Я в такие нюансы не лезу обычно.
– А что по угрозам татуировки для здоровья? Какие бывают противопоказания, может быть аллергии, последствия?
– Противопоказания есть – это тяжёлые вирусы вроде гепатита. Потому что у человека будет снижен иммунитет, татуировка хуже заживает и может повлечь за собой ещё другие последствия. Нельзя при плохой свёртываемости крови, онкологических заболеваниях, при эпилепсии. Любые иммунные заболевания. Во время опьянения тоже не рекомендуется – давление повышается, крови становится больше, и вместе с кровью может выходить лишний пигмент, что повлечёт за собой плохое качество. Если есть аллергии, сыпь, дерматит – тоже не стоит, либо стоит проконсультироваться с лечащим врачом. Нельзя бить, если много родинок. Их всегда нужно обходить, чтобы не вызвать онкологию. А ещё в период менструации у девушек не стоит набивать татуировку – им будет больнее, и крови больше будет выделяться. Лучше делать в середине цикла.
– Давай теперь поговорим о твоём оборудовании, чем ты пользуешься?
– У меня Skinductor Vertigo, это роторная тату-машинка, российская. С блоком питания, с педалькой. Есть два типа – индукционные и роторные. Индукционки работают громче, но сильнее пробивают кожу. Они работают на длинных иголочках. А роторные машинки работают с картриджами. Они чуть дороже, зато их проще использовать. Сейчас почти все мастера переходят на роторные машинки. Эта называется тип pen, как ручка, и в руках порой действительно как карандаш ощущается.
– А что там за иглы?
– Есть три вида игл. RL – round liner – они для контура, разной толщины. RS – round shader – они нужны для контуров, но более плотных и жирненьких. И третий вид – «магнумы». Это для закрашивания, там иглы стоят в ряд, или даже в несколько рядов, до 27 игл разом. Если надо забивать большую область – берётся такая лопатка, и всё становится намного быстрее и проще.
– Чем отличается партак от профессиональной татуировки?
– Партак – это то, что делают либо начинающие мастера, либо в армии и тюрьме. Подручными средствами, дешёвыми, кто-то умудряется это делать краской из-под ручки, например, или гитарной струной. Но это в основном пережитки прошлого или какие-то армейские штуки. Когда такое происходит – татуировка потом выглядит удручающе. Она либо сине-зелёная, либо расплывается, либо выпуклая, потому что мастер слишком глубоко пробил кожу и получился шрам. Такое только перебивать, или иногда сначала приходится сводить, или даже идти на лазерную шлифовку, чтобы убрать сильно выпуклые шрамы. Есть техника «хэндпок», это отдельный жанр татуировки, там не используется машинка. Мастер всё делает иглой, но при этом в стерильных условиях. А то, что делают на дому, обычно выходит не очень.
– Что насчёт ухода? Перечисли все действия человека, только что набившего татуировку. Как за ней ухаживать?
– Восстановление кожи изнутри занимает месяц. Когда только-только набили татуировку – её мастер заматывает либо впитывающей пелёнкой, либо наклеивает заживляющую плёнку. Если это пелёнка – такой компресс нужно дома снять, промыть кожу тёплой водой, намазать мазью, любой на основе декспантенола, и снова замотать. Первые три-пять дней нужно ходить с закрытой татуировкой и менять пелёнку несколько раз в день, чтобы не попала никакая грязь. Она должна быть в стерильных условиях. Если же это заживляющая плёнка – она наклеивается либо сразу, либо на следующий день после сеанса. С ней ходишь тоже три-пять дней, но менять не надо. Потом нужно неделю просто мазать мазью, и после этого можно уже переходить на увлажняющий детский крем, чтобы восстановить саму кожу. Она будет сохнуть, пока заживает, и ей нужно питание. Ну и ещё, естественно, нужно защищать её от солнца, не ходить в солярии, бани, не загорать. Не принимать горячие ванны. Душ можно, но без мыльных средств, не скрабировать, не чесать, не тереть. Давать высыхать либо самостоятельно, либо промакивать салфеткой. А не полотенцем грязным, которым ноги вытирают. Первые дни нельзя употреблять алкоголь, ходить в тренажёрный зал. Нужно стараться, чтобы кожа не потела. Физические нагрузки исключить, больше отдыхать, спать, кушать.
– А после первого месяца какой-то уход нужен?
– Если выходишь на солнышко или в солярий, то желательно наносить солнцезащитный крем максимальной защиты. Чтобы татуировка не выцветала. Цветные татуировки быстрее выцветают – их лучше корректировать раз в пять-десять лет. Чёрные – по усмотрению владельца. После месяца уход особо никакой не нужен, кроме защиты от солнца. Естественно, если на татуировке образуется порез, шрам какой-нибудь, то придётся корректировать. На шрамах татуировки бьют, но они не должны быть выпуклые, и им должно быть больше года. Если шрам выпуклый – придётся посетить лазерную шлифовку. Иначе пигмент в рубце расплывётся, может не прижиться. Либо будет очень больно. А ещё есть риск онкологических осложнений.
– Как на твой взгляд, в Белгороде люди стали лучше относиться к татуировкам? Предрассудки, средневековые взгляды ещё встречаются?
– Да, стереотипы до сих пор сохраняются. Многие считают, что татуировки – для тех, кто из тюрьмы вышел, для каких-то маргиналов. В основном это взрослое поколение, у которых уже стереотипы сложились давно, и они не хотят принимать новое. А в целом, мне кажется, сейчас наоборот идёт развитие тату-индустрии. Направление стало очень популярным, в последнее время очень много проводится тату-конвенций, многие мастера из России ездят за рубеж, изобретают новые стили, развиваются. Много производителей русских, которые делают и оборудование, и пигменты, и всякие уходовые средства. Они бывают даже качественнее иностранных, ещё и дешевле, как минимум из-за доставки. Краску производят в основном Америка и Россия. Насчёт Европы не уверена. Я покупаю российскую.
– А ты не в курсе, есть российские мастера, которые создали собственный, уникальный стиль?
– Да, есть. Денис Бедринский сделал «готик-нео-трад», «графику», «випшейдинг». Даниил Каляев – цветной «нео-трад». Ещё есть Шубин, который использует только два цвета в татуировке – чёрный и розовый.
– Твоё мнение: зачем сегодня человек делает татуировку?
– Вообще поводов может быть много. Запомнить момент, время, оставить что-то памятное. Новые ощущения, кому-то нравится процесс, получают от этого удовольствие. В целом татуировка – это искусство, сложно ответить, как кто это воспринимает. Ты зачем это делаешь? [спрашивает у клиента, ответ: «просто нравится украшать своё тело»].
– Бывают какие-то нестандартные поводы для тату?
– Ну… у одной девушки умерла мама и оставила ей перед смертью записку. Добрая пометочка. Она полностью перенесла её почерком себе под ключицу. Некоторые любят набивать своих котиков, очень популярно. Собак тоже. Про всякие имена я не буду говорить, потому что это кринж. Даты любят писать памятные, имена возлюбленных, но лучше не надо такое делать! Кто знает, вдруг придётся перебивать чем-то другим или сводить.
Беседовал Сергей Кудрин