образование
11:38, 26 июля 2021 г.

Взгляд с другой стороны: как учатся белгородские школьники

образование

Так уж вышло, что чаще всего мы смотрим на любую проблему только со своей точки зрения. Мы не можем ведь переместиться в мозг другого человека и оценить ситуацию с его стороны. Так происходит и с образованием наших детей – мы водим ребёнка в школу, мы слушаем, что говорит классный руководитель, анализируем оценки, разговариваем с чадом. И складываем определённую картинку, но не знаем – а так же ли у других? Как это видят остальные? И особенно интересно нам послушать, как смотрят на происходящее наши чиновники. Для них-то каждый ребёнок – просто очередная циферка в отчёте. Давайте на минутку заглянем в голову тех, от кого зависит эффективность российского образования.

Сегодня в правительстве выступила Елена Тишина, начальник департамента образования, которая отчиталась о результатах экзаменов и вообще привела много интересных цифр. А в конце дала свои выводы о ситуации и предложила несколько действий для её улучшения.

Итак, поговорим о ЕГЭ. По данным чиновников, самые популярные предметы для сдачи единого экзамена – математика [вот так сюрприз!], обществознание и биология. Учащиеся стали чаще выбирать ещё и информатику – это обусловлено [опять же, по мнению чиновников. Все утверждения в этой новости таковы] увеличением числа айтишных классов и интереса к отрасли в целом. А вот физика становится всё менее и менее популярна – её выбирают очень редко. В аутсайдерах также география и прочие иностранные языки, не английский.

На 100 баллов ЕГЭ сдал в этом году всего 41 белгородский выпускник. Больше всего таких детей в Белгороде (19) и Старом Осколе (11). Причём есть даже 2 школьника, которые смогли сдать сразу два предмета на «сотку». Однако, результаты с каждым годом всё ниже – в 2020-м на 100 баллов сдали 60 человек, а ещё годом ранее – 62.

Считаем, что именно 100-балльные результаты в первую очередь должны давать школы так называемого «повышенного уровня»: лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением, которые получают повышенный норматив финансирования. Если этого не происходит – значит статус организации не подтверждается,

– считает Тишина.

Зато не «гениев сдачи госэкзаменов», а просто умных ребят стало больше. Количество учеников, получивших высокие баллы (от 81 до 99), выросло – в 2019 году их было 1 689, в 2020-м – 1 718, а в этом году выпускников, получивших крутой результат, стало аж 1 875 человек. При этом есть районы, в которых ситуация крайне плоха, и в очередной раз среди лидеров антирейтинга светится Прохоровский район, где всего 3,33 % школьников смогли закончить с высокими баллами. Общая цифра Белгородской области на 2021 год – 12,32 %.

Кстати, что удивительно, самый высокий процент успешной сдачи экзаменов у нас по английскому языку – 38,31 % сдававших справились с результатом выше 81 балла. Следом идут русский язык – 28,86 %, и информатика – 17,43 %. Хуже всего сдают (ожидаемо) историю, биологию, математику и физику. Каким-то образом туда же затесалось и обществознание.

Результаты белгородских выпускников сравнили с другими регионами и вообще с Россией в целом. Оказалось, что наши дети лучше других сдают историю, химию, обществознание и русский язык. А вот по литературе просадочка, так называемая «красная зона». Чуть-чуть хуже, чем в других регионах, мы сдаём всё остальное.

Средние баллы обучающихся в СПО [колледжи и техникумы] ниже средних баллов выпускников школ. Что объясняется уровнем предметной подготовки поступающих на обучение и невысоким уровнем преподавания общеобразовательных дисциплин,

– говорит чиновница.

А теперь о тех, кому не повезло – не прошли минимальный порог ЕГЭ в области 74 выпускника, их оставили на второй год, доучиваться. Это 1 % от всех 11-классников региона. В 2019 году таких детей было 72, а в 2020-м из-за пандемии коронавируса аттестаты получили все – удачненько. Больше всего не сдавших в Прохоровском районе, а также в Корочанском, Волоконовском и Вейделевском. Меньше всего – в Краснояружском, всего один человек.

Тем временем медалистов в Белгородской области в 2021 году насчиталось 1 045 человек. Должны были получить свои награды ещё 50 выпускников, но увы, подтвердить свои знания им не удалось [вот так учишься, тратишь всё своё детство, ругаешься с родителями из-за лишней четвёрки, а потом даже медальку не дают].

А что по ГИА? Как оказалось, не сдали аттестацию всего 277 человек. Больше всего таких девятиклассников в Шебекинском городском округе – 44. Сдали все без исключения только в четырёх муниципалитетах. При этом только 8,5 % учеников получили аттестат с отличием.

Немного о списывании – таких случаев было замечено всего 32. Чаще всего дети проносили с собой шпаргалки, пытались пользоваться телефонами. Также из нарушений в школах во время экзаменов были отмечены незапертые помещения и отсутствие организации пропускного режима. Были и косяки в организации самого процесса – учителя не зачитывали протокол, не проверяли полное наличие всех необходимых бумаг, прикрепляли не те документы друг к другу.

Какие выводы делает Елена Тишина из прошедших в этом году экзаменов? «Всё прошло в штатном режиме, ученики и родители воспринимают экзамены положительно, позитивно и спокойно, по предметам мы растём, ученики психологически стабильны, санитарные правила были выполнены, ведомства взаимодействовали между собой «чётко»».

Что предлагается? В первую очередь – проанализировать результаты для статистических данных на следующий год. Затем – промониторить неудовлетворительные результаты по каждому учителю и ученику, организовать наставничество для педагогов и психолого-педагогическую поддержку для тех, кто не сдал экзамены. А ещё было предложено ввести формульную выплату зарплаты директорам школ, чтобы их денежка зависела от общих результатов учреждения [да здравствует аттестат каждому, чтобы директор мог полететь в отпуск!].

Мы не будем делать никаких собственных выводов, хотим лишь отметить, насколько сильно отличается взгляд руководителей образования в регионе, от взгляда родителей, учителей и самих учеников. За каждой цифрой в этом отчёте кроется человеческая жизнь, в которой бессчётное количество разных факторов, влияющих на результаты экзаменов. Кого-то родители натаскивают, как бойцовую собаку, лишая детства и минимальных радостей жизни. Кто-то вынужден сдавать экзамен сразу после семейной трагедии, например. Примеров масса, и всё это напрямую влияет на эффективность ученика. И на его дальнейшую самореализацию в жизни.

#образование #школы #дети #учёба #результаты #экзамены #ГИА #ЕГЭ #статистика #цифры #2021 год #Белгородская область
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"