Белгородский паровоз будет водить «Графский поезд» из Воронежа
Первый регулярный экскурсионный ретропоезд на ЮВЖД будет запущен в начале августа по маршруту Воронеж – Рамонь. Торжественный запуск планируется в День железнодорожника и приурочен к 155-летию Юго-Восточной магистрали.
Сначала пассажиров доставят единственным в стране действующим электровозом модели ЧС4 (производства Чехословакии) на станцию Графская в оформленном в стилистике XIX века вагоне. После замены локомотива путешествие продолжится под управлением паровоза серии Л («Лебедянка») до станции Рамонь, сообщает пресс-служба ЮВЖД.
Здесь туристы будут посещать Дворцовый комплекс Ольденбургских – одну из главных туристических достопримечательностей Воронежской области. Дворец Ольденбургских – усадебный дом конца XIX века, редкий для русской провинции памятник кирпичной неоготики.
Доставлять экскурсионный поезд на конечную станцию будет паровоз Л-2349 из локомотивного депо Белгород-Курский. Он был построен на Коломенском заводе в 1954 году. Эксплуатировался на Московско-Рязанской и Московской железных дорогах. С 1973 года стоял на базе запаса, а в 2011 году прибыл в белгородское депо. В 2018 году ему провели капитальный ремонт, и с того времени машина участвует в торжественных мероприятиях, которые проходят на ЮВЖД.
Как рассказывает газета ЮВЖД «Вперёд», магистральные паровозы серии «Л» зарекомендовали себя как неприхотливые, очень надёжные и экономичные машины. Поэтому их с 1945 по 1955 годы было выпущено более четырёх тысяч единиц. Это довольно большая серия для паровозов. Буква «Л» в названии – в честь главного конструктора, Льва Сергеевича Лебедянского.
Изначально его название должно было быть «Победа», заводской номер П-32. Но по указанию Сталина паровоз переименовали в честь главного конструктора, который родился в Воронеже. Говорят, что название поменяли, так как уже начал выпускаться автомобиль «Победа».
Паровоз Л-2349 уже совершал рейс по этому маршруту полтора года назад – в январе прошлого года он привёл на станцию Рамонь экскурсионный поезд со школьниками. Со слов локомотивной бригады, которая управляла паровозом, с машиной всё было в порядке.
В ближайшие дни специалисты подготовят паровоз к регулярным рейсам. Они очистят котлы, произведут растопку паровоза, проведут все необходимые виды техобслуживания. Не могу сказать, что начало регулярного движения паровозов обернётся для нас лишними хлопотами. Наоборот, считаю, что нам предоставлена честь – сохранить в парке технику, которая эксплуатировалась в послевоенное время. И не только сохранить, но ещё и работать на этих машинах,
– рассказал, начальник эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский Игорь Корольков.
Также подготовлены и локомотивные бригады: восемь человек окончили курсы машинистов и обучены управлению паровозом, а также прошли практику. Так, машинисты Евгений Куницын, Александр Проценко и Сергей Белозерских только что вернулись из Калининграда, где водили ретропезд на паровозной тяге.
По словам Евгений Куницына, управление паровозом – довольно сложное дело: другие приборы, нет автоматики, требуется применение немалых физических усилий, в конце концов, паровоз нельзя просто «выключить».
Только распалка котла паровоза занимает 5–6 часов. Поэтому машина всё время находится в рабочем, «горячем» состоянии, а её топку гасят только для проведения регламентных работ 1 раз в месяц,
– пояснил белгородский машинист.
Паровозные экскурсионные маршруты набирают популярность в России. Сначала это были разовые акции, как, например, «Поезд Победы». Теперь действует несколько регулярных маршрутов «под паром»: Бологое – Осташков в Тверской области, в парк Рускеала Карелии, «Золотое кольцо», планируется запуск на Кругобайкальской железной дороге.