«Никаких турникетов и узких лестниц!». В Белгородской области приняты новые правила строительства
Как вы, вероятно, знаете – весь мир уже давно практикует концепцию удобного города. Это не выдумка наших чиновников, если кто-то так думал, и не попытка заработать – города в развитых странах стараются делать такими, чтобы человек в инвалидном кресле мог самостоятельно выехать из квартиры, проехать по улице и посетить любой соцобъект, будь то музей или магазин. В России до этого далеко – у нас везде сплошные лестницы, высокие бордюры, разбитые тротуары, узкие лифты и двери и прочее-прочее. Но, похоже, это может скоро измениться. Минстрой принял довольно обширный свод новых правил строительства для обеспечения маломобильных граждан свободой передвижения. Естественно, Белгородской области эти правила тоже касаются.
Документ, принятый Министерством строительства России, весьма обширный и многословный. Перечислять все изменения мы просто не можем, поэтому прикладываем ссылку – обязательно ознакомьтесь, если вам интересна эта тема. А мы просто перечислим несколько самых ярких примеров того, что в ближайшем будущем должно соблюдаться в наших городах.
Итак, для примера – с 1 июля в российских городах нельзя строить тротуары уже двух метров, а в некоторых местах должны быть предусмотрены расширения для разъезда инвалидных кресел (до 2,5 метров). При этом высота прохода должна быть не менее 2,1 метра [вау, у нас вспомнили про высоких людей!]. В местах, где необходимо сузить пешеходную зону, она не может быть уменьшена более чем до 1,2 метра с учётом всё тех же разъездов, которые должны строиться не реже чем раз в 25 метров пути.
Не обошлось и без косяков – яркий пример, который создаёт реальную угрозу жизни инвалида, старушки с костылём, проходящего реабилитацию человека с нарушениями двигательной функции или банально женщины с коляской (и ещё многих людей) – пешеходные переходы на уровне дороги. Свод правил уточняет, что пешеходный переход допустимо делать в одном уровне с дорогой, если есть разметка и бордюрный пандус (вот та бетонная плитка, по которой предполагается съезжать/заезжать на переход). Увы, почему-то никто не учёл, что заехать на неё самостоятельно инвалид в кресле редко способен, если не находится в прекрасной физической форме. Это создаёт угрозу, т.к. человек остаётся на проезжей части, и его должны завезти наверх прохожие или сопровождающий. Пешеходные переходы в черте города должны быть приподнятыми вровень с тротуаром, чтобы каждый мог проехать и не застрять под колёсами автомобилей в надежде на помощь других людей.
Но вернёмся к хорошему. Вот, входы в здания, например. Согласно новым правилам, вход в любой подъезд жилого дома должен быть доступным для каждой категории граждан, с учётом новых правил установки пандусов, которые теперь не могут быть узкими и с большим уклоном. Правда, пока непонятно, как именно это будет обеспечено, ведь у нас просто повсюду лестницы. Советские архитекторы везде предусматривали только лестничные подъёмы к подъезду, и переделать это будет крайне сложно (в идеале – сносить всё и строить заново, по современным нормам, но куда тогда девать жителей?).
В общем, смотрите документ – там много интересного, что стоит знать каждому, кто как-то связан с маломобильными гражданами или сам является таковым. Ну и всем небезразличным тоже будет полезно. А мы лишь понадеемся, что эти правила будут соблюдаться, а не перейдут в раздел «условных рекомендаций», которые не обязательны к исполнению.