Белгородцев ждёт новая эпоха просвещения
С сегодняшнего дня в России вступает в силу скандальный закон о просветительской деятельности, против которого было чуть ли не всё научное сообщество. На официальном портале законопроектов ещё на стадии первой версии (она же пока что последняя) закон набрал 71 лайк и более 25 тыс. дизлайков. Но кому это интересно, верно? Сейчас мы вкратце расскажем вам, что это такое, и какие могут быть последствия.
Итак, самая главная цель этого закона – оградить школьников и студентов от антироссийской пропаганды. Если говорить максимально простыми словами – новые правила оставляют за государством право регулировать всё, что подходит под понятие «просветительская деятельность». Важный дисклеймер – это не образовательная деятельность, а именно просветительская. То есть не входящая в образовательные программы в вузах, школах и техникумах.
Официальная формулировка просветительской деятельности такова: «деятельность, совершаемая вне образовательных программ, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». То есть технически под такое расплывчатое определение может попасть всё что угодно, от обучающих роликов на YouTube до лекций приглашённых учёных из-за рубежа.
Правительство оставляет за собой контроль за осуществлением такой деятельности и запрещает её применение для разжигания розни всех видов (религиозной, расовой и так далее), а также для распространения «ложной информации» об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Естественно, в ту же степь отправляется и уточнение, что просвещение нельзя использовать для побуждения к нарушению Конституции РФ. Также закон будет регулировать согласование просветительской деятельности на территории России иностранными учёными и лекторами.
Единственное хорошее, что можно сказать обо всём этом правовом безобразии, это отсутствие там слова «лицензия». Лицензирование нельзя ввести подзаконными актами. Чтобы какая-то деятельность стала лицензируемой, это должно быть сказано в федеральном законе. Раз это не сказано – значит лицензий не будет. Это все хорошие новости, других нет. Без нормативно-правовых актов действовать там нечему, закон неприменим. Не потому, что он слишком жесток и ужасен, не потому, что он вреден для общественного здоровья, а просто потому, что там ничего не написано. Нет там ничего. Там сказано: «давайте правительство нам всё определит, как нам жить дальше, а то мы вот жили без регулирования, а хотим жить с регулированием». Какого рода будет это регулирование – абсолютно этого не сказано,
– говорит политолог Екатерина Шульман, отвечая журналисту Майклу Наки.
В общем, как вы могли уже догадаться – нам выкатили очередной закон с максимально широкой и многозначной трактовкой, под который можно подогнать вообще всё что угодно. Пока неизвестно, как он отразится на нас, но будьте уверены – «просветительская деятельность» ещё всплывёт в нашей с вами жизни.