Только без записи! Как в льготной аптеке белгородцам с лекарствами помогают
Объявление о запрете на видеосъёмку медицинского работника, а также аудиозапись его голоса со ссылкой на разнообразные статьи законов появилось на информационном стенде льготной аптеки на улице Горького в Белгороде. Мы заинтересовались таким инновационным подходом к обслуживанию клиентов и решили разобраться в ситуации подробнее.
Аптечная реформа
Год назад в областном центре начали отпускать льготные лекарства, закупка которых финансируется из местного бюджета, в аптечных пунктах поликлиник. Казалось бы, очень удобно: доктор выписал льготный рецепт, ты пошёл с ним в аптеку в том же здании и получил нужное лекарство. Раньше при поликлиниках выдавались препараты, которые закупаются по линии федерального бюджета. А за «местными» приходилось ехать в аптеку на улице Горького.
Однако, от перемены мест слагаемых ситуация с обеспечением лекарствами не изменилась: белгородцы жалуются, что жизненно необходимых препаратов, полагающихся по закону, как не было, так и нет с октября прошлого года.
Особенно тяжело приходится онкобольным, диабетикам, астматикам, людям с хроническими обструктивнми заболеваниями лёгких: лекарства для них входят в группу дорогостоящих препаратов, ежемесячно на них уходит 5-7 тыс. рублей, а то и больше. Для многих пенсионеров это половина месячного дохода. А выжить без лекарств – невозможно.
Как получают бесплатный препарат?
Сегодня бесплатные лекарства получают более 20 категорий льготников – от ветеранов Великой Отечественной до «хроников» и инвалидов. Каждый месяц льготник записывается на приём к своему семейному врачу. Хорошая эпидемическая ситуация или не очень – для системы неважно. Человек с хроническим заболеванием (на минутку: он находится в зоне риска по коронавирусу) должен лично прийти на приём в поликлинику, просидеть в одной очереди с чихающими и кашляющими гражданами, получить долгожданную бумажку, чтобы начать обивать пороги аптеки. Через месяц ситуация повторяется: доктор даже при инвалидности пациента выписывает ему рецепт только на месяц. Медики говорят, что таково требование начальства. И если препарата не было в течение этого времени, рецепт аннулируется и нужно идти за новым.
У нас нету!
– Съездите в аптеку на Горького, может, там есть, у нас ничего нет, – ответ фармацевта в аптечном пункте поликлиники в этот раз отличался новизной.
Обычно она просто говорила: лекарства нет. Видимо, надоело повторять одно и то же. А может, захотелось перевести стрелки на коллег: мало приятного четвёртый месяц выслушивать от клиентов всё, что они думают о нашей системе здравоохранения.
Так я отправился в аптеку на улице Горького.
В аптеке
Она сейчас обслуживает пациентов отделения № 2 поликлиники Белгорода, психоневрологического и тубдиспансера, а также некоторых других медицинских организаций.
Передо мной в очереди стояла женщина. Её тяжёлое дыхание я слышал даже с расстояния положенных полутора метров.
– Это лекарство вы должны получить в своей поликлинике, у вас какая? Шестая? Вот и езжайте туда, – провизор вернула женщине рецепт.
– Как же так? А раньше у вас было. Мне не сказали, что что-то изменилось, – пролепетала та. В её голосе слышались слёзы.
– Женщина, теперь эти лекарства выдаются в поликлинике, – ещё раз с напором повторила работница аптеки.
– Господи, да я сюда еле доехала, я до своей поликлиники и не доберусь, сил нет. А у вас есть это лекарство? – пациентка уже плакала.
– Да, у нас есть, – неожиданно призналась фармацевт. – Но это ничего не меняет, возьмите рецепт.
Она переглянулась с коллегой: «Какой это уже сегодня случай? Четвёртый? Что они там себе думают?»
И повернулась ко мне:
– Что у вас? Почему вы пришли сюда? Вы получаете лекарство в аптеке по месту жительства. Если его нет, какие к нам претензии? Следующий!
И тут, возможно, в поисках какой-то важной информации мой взгляд упал на объявление.
Застращать и не пущать
Его текст выглядел грозным. Убедитесь сами.
«Запрет на видеосъёмку медицинского работника, а также на аудиозапись его голоса: ч.1 ст. 92 ФЗ-323 от 21.11.2011, ст. 9 ФЗ-152 от 27.07.2006, п. 3 ст.3 ФЗ-152 от 27.07.2006. Видеосъёмка без согласия сотрудника является правонарушением и влечёт за собой ответственность ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ», – гласило оно. Пунктуацию мы «причесали».
Наверное, перечисление федеральных законов должно было вогнать в оторопь старушку с рецептом в дрожащих руках и навсегда лишить её желания выяснить правомерность запрета.
У меня появился другой вывод: претензий к аптеке по поводу отсутствия льготных лекарств, видимо, столько, что работники учреждения пошли на крайние меры – запретили записывать свои ответы. Даже нашли соответствующие статьи в российском законодательстве.
Читаем законы
Всемогущий интернет предоставляет любопытствующему кучу возможностей для познания мира. В том числе и юридического его аспекта. Я решил убедиться в правомерности требований сотрудников аптеки.
Итак, статья 92 федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
«Ведение персонифицированного учёта при осуществлении медицинской деятельности.
1. При осуществлении медицинской деятельности ведётся учёт персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования».
Как видим, пока ни слова о запрете видеосъёмки сотрудников. Больше об охране здоровья граждан.
Статья 9 ФЗ-152 «О персональных данных».
«Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации».
Так, и где же здесь хоть что-то по поводу аудио- видеосъёмки? Непонятно.
Пункт 3 статьи 3 ФЗ-152 «О персональных данных».
«Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».
Деловые отношения
Всё это прекрасно, но речь идёт о персональных данных граждан, а не о записи разговора с должностным лицом в целях защиты своих прав. По идее, если вы записываете, допустим, как человек зевает на рабочем месте, и распространяете эту информацию – это нарушение его прав. А если ответ фармацевтического работника на вопрос, есть ли лекарство – это ваше деловое взаимодействие, никаких персональных данных здесь нет.
Верховный суд РФ определением от 6 декабря 2016 года по делу № 35-КГ16-18 разрешил использовать в качестве доказательства аудиозапись, сделанную без согласия участника разговора. При этом судьи указали, что представление аудиозаписи в качестве доказательства возможно только при условии, что содержащаяся в ней информация относится к деловым отношениям, а не к частной жизни.
И ещё ошибка, указанная в объявлении, фактически перечёркивающая всё вышеизложенное: фармацевтические работники представляют собой отдельную юридическую категорию специалистов и не входят в группу медицинских работников.
Как должно быть
Если бесплатные препараты, указанные в рецепте, отсутствуют в аптеке, фармацевт может предложить имеющиеся аналоги. Допустим, клиент отказывается от заменителей. Тогда работник аптеки выполняет следующие действия:
● принимает у пациента льготный рецепт;
● регистрирует его в специальном аптечном журнале неудовлетворённого спроса, присвоив ему статус отсроченного обслуживания;
● вводит данные рецепта в электронную программу учреждения;
● отправляет письменную, чаще – электронную заявку на медикаменты компании-поставщику.
В течение десяти рабочих дней с момента обращения аптечное учреждение обязано организовать отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного перечнем лекарственных препаратов.
Как есть
Сказка? Однако, этот алгоритм действий описан во вполне серьёзном документе – приказе Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Он действует с изменениями и дополнениями до сих пор.
Если фармацевт отказался выполнить этот алгоритм, пациент имеет право обратиться в департамент здравоохранения региона. Или подать жалобу на трудности в лекарственном обеспечении на сайте Росздравнадзора.
Святослав Петренко