«Двадцать лет страна стоит на паузе». Против чего люди вышли на улицы Белгорода?
Не санкционированный властями митинг, который инициировал региональный штаб оппозиционного политика Алексея Навального, прошёл 23 января в Белгороде, Старом Осколе в виде прогулки.
Прогулка
Ближе к 14 часам у Центрального парка им. Ленина областного центра начали собираться люди. Те, кто пришёл поддержать Алексея Навального, стояли на территории парковой зоны. Маленькая кучка сторонников режима собралась у центрального входа. Наибольшую активность проявлял мужчина с плакатом, на котором было написано, что Навальный – агент ЦРУ. Возле него фотографировались прохожие.
В 14 часов началось движение. Колонна спустилась от парка до Соборной площади, и там, прямо напротив здания правительства области, состоялся митинг. По мере продвижения к центру города в колонну вливались всё новые и новые сторонники перемен. В результате шествие растянулось почти на всю улицу 50-летия Белгородской области.
Сотрудники ДПС стояли с красными флажками, держа проход открытым, давая возможность людям пересекать проезжую часть. Участники акции говорили им спасибо. Водители автомобилей, ожидавшие прохода колонны, сигналили в знак поддержки.
Совместная прогулка такого количества людей вызывала интерес у прохожих. Шествие снимали на телефоны, комментировали выскочившие из магазинчиков продавцы. Кто- то поддерживал идущих, кто-то свистел и кричал: «Клоуны!»
Люди в колонне скандировали: «Свободу России!», «Россия без Путина!», «Мы за честные суды!» «Власть – это мы!» «Свободу оппозиции!». Полиция не вмешивалась, хотя автозаки и наряды сотрудников силовых структур никто не прятал, они находились поблизости.
Да и строгие люди в штатском, пристально наблюдавшие за происходящим, не вызывали сомнений в специфике их деятельности. Нет-нет, да и возникали забавные ассоциации с агентом Смитом из «Матрицы».
Не за Навального, а за себя
Мы поинтересовались у нескольких участников прогулки, зачем они, собственно, пришли.
Полина, 18 лет:
Нас в университете предупредили, что могут и исключить за участие в акции. Но Лёха не боится, и мы не будем. Мы первый раз на таком митинге, думали, придут три калеки. А здесь столько людей. Это так круто – ощущать, что ты не один. Мы хотим жить лучше а нас в совок запихивают. Вот, родители говорят, что в Советском Союзе им было хорошо. А мы так не хотим. Мы хотим независимых судов, свободы слова, чтобы у нас был выбор какой-то. Надоело враньё. Власть жиреет, а нам советует подтянуть пояса. Мы здесь, потому что Лёха крутой, он взрослый, но не врёт и не притворяется.
Сергей, 28 лет:
Можно я скажу? Вот, мне под тридцать, высшее образование, а работаю я не по специальности, моя вышка в этой стране сто лет никому не нужна, чиновники своих детей на тёплые места засовывают, поэтому я пашу на складе за 25 тысяч в месяц. И никаких перспектив дальше. Чего и сколько мне ждать? Сегодня здесь восемнадцатилетние, их жизни так же съест это государство, как и мою, если всё так и будет продолжаться. Я устал боятся, я хочу нормально жить.
Ирина, 32 года:
А я здесь за свою бабушку. Она не пришла, понятно, 75 лет человеку. У неё пенсия 8 тысяч рублей. Её бросили умирать по сути. Что это за страна такая?
Павел, 39 лет:
Я пришёл с сыном Максимом, ему десять лет. Младший остался дома. Жена была против того, чтобы я брал сына с собой, но как учить детей смелости, если самим всё время прятаться? Мы с ребёнком обсуждаем дома происходящее в стране. Россию на 20 лет поставили на паузу, ничего не происходит нового. Мой сын ходит в ту же школу, в которой училась его бабушка, и в ней всё осталось, как прежде, словно жизнь остановилась. Я думаю о своих детях, как они будут здесь жить? Какие у них перспективы?
Дмитрий, 56 лет:
Несколько лет назад я был таким крымнашистом, считал, что это здорово, что мы присоединили Крым. Даже подъём какой-то ощущал. Но с тех пор мои взгляды изменились. Я вижу везде воровство, коррупцию, засилье чиновников, враньё. А суды какие? Нормальному человеку вписаться в эту систему невозможно: надо либо врать другим, либо врать себе. Есть у меня знакомые, такие конформисты, они говорят: «Да, плохо живем, а где лучше? Какой смысл возмущаться, всё равно ничего не изменишь». Кто-то получил хорошую должность и помалкивает в тряпочку, чтобы начальство не уволило. Я не хочу молчать. Какой будет страна будущего, я пока не знаю. Но знаю, что власть должна быть сменяемой.
Виктория, 49 лет:
Когда молодёжь выходит за своих бабушек и дедушек, а люди среднего поколения – за своих детей, наверное, это и есть настоящее гражданское общество. А когда каждый боится только за собственный карман – это российская жизнь и её народонаселение. Лично я вышла сегодня за себя, за своё достоинство. Чтобы потом было за что себя уважать.
Попытка провокации
Колонна подошла к зданию правительства области, и начался митинг. На трибуну один за одним поднимались люди, они говорили о наболевшем: о коррупции, о недоверии к властям, о невозможности добиться справедливости, о разваленной медицине.
Несколько раз перед митингующими медленно проехал автозак, но сигнала разгонять людей не последовало. Был момент, когда провокаторы пытались затеять драку – возможно, чтобы привлечь полицейских. Кто-то начал толкать координатора белгородского штаба Навального Максима Климова. Но люди встали цепью и оттеснили хулиганов.
«Я держу телефон в руке, вдруг чувствую – меня крепко берут под руку с одной стороны, потом – с другой, и вот я уже в одной связке, а перед нами какие-то мужчины, которые пытаются прорваться к выступающим. Было страшно, но я больше всего боялась уронить телефон и вела всё это время съёмку», – говорит очевидец этого момента Виталия Котенко.
Задержания
Митинг закончился около 15 часов. Максим Климов сказал, что все молодцы, и посоветовал расходиться небольшими группами. До машины его проводили участники акции. Однако через несколько минут его остановили гаишники и препроводили в отдел полиции. Активиста отправили за решётку на десять суток.
По сообщению регионального штаба, в этот день в Белгороде задержали ещё нескольких участников протеста – неизвестного молодого человека возле Центрального рынка, водителя, который остановился возле драмтеатра, детского врача Владимира Чернышова, который выступал на митинге, и Наталью Шолохову.
Пять суток ареста получили Евгений Пономаренко и Сергей Рудаков за призывы к участию в несанкционированной акции и размещение информации о встрече.
Карина Кныш