Юрий Галдун: Щорса и общественный транспорт – первые шаги
Мэр Белгорода на сессии городского Совета депутатов рассказал о своём видении будущего «Единой транспортной компании» и реформы инфраструктуры города.
Две сессии
Вчера, 22 декабря, в Белгороде прошли сразу две сессии городского Совета депутатов. На первой рассматривались вопросы о бюджете муниципалитета на следующий год и другие – в общем, текущего характера.
На следующей, внеочередной сессии, чиновники мэрии попросили депутатов узаконить решение о выделении из бюджета 36 млн рублей для того, чтобы вложить их в уставной капитал «Единой транспортной компании». (Это те самые синие автобусы, ради которых в Белгороде сделали выделенки и пытались поднять стоимость проезда в 2021 году на 50 %.)
Любопытно – первая, двадцать девятая сессия транслировалась в интернете, как это и полагается. Перед стартом внеочередной сессии председатель горсовета Ольга Медведева потребовала прекратить трансляцию.
Оно и понятно: вопрос-то важный, бюджетные 36 млн рублей, зачем об этом знать горожанам. Не их, как говорится, дело.
Сокращение
Вначале депутатам рассказали о буднях «Единой транспортной компании». По словам первого вице-мэра Василия Голикова, ежедневно на маршруты выходит порядка 450 единиц подвижного состава, в том числе 25 троллейбусов. Обслуживается 127 маршрутов. Порядка 87 % платы за проезд приходит перевозчику по безналу.
В автобусах уже применяются валидаторы. Они позволяют оплачивать поездку прикладыванием банковской карты при входе и выходе. Стоимость рассчитывает сама система. Всего в транспорте планируется установить 1 065 валидаторов. На сегодняшний день из них закуплено около половины.
Докладчик пожаловался депутатам на то, что из-за пандемии просела финансово-хозяйственная составляющая работы компании. До эпидемии транспорт обслуживал ежедневно порядка 232 тыс. поездок. Сейчас – 176 тыс. поездок.
Вывод
Вывод был сделан такой: фирма потратилась на повышение комфорта и качества обслуживания клиентов, а выручка тем временем снизилась из-за падения пассажиропотока. Это привело учредителей к принятию мер по повышению качества и стабилизации финансово-хозяйственной деятельности ЕТК.
Для стабилизации положения компании, заявили чиновники, доля администрации Белгорода в уставном капитале перевозчика должна быть увеличена с 13,08 % до 20,57 %. Цена вопроса – 36 млн рублей. Таким образом, доля мэрии в ЕТК в денежном эквиваленте повышается с 49 млн рублей до 85 млн рублей.
Убытки
Депутат от КПРФ Юрий Шашнин задал вопросы, на них ответил мэр Белгорода Юрий Галдун.
– Мы в течение года неоднократно выделяли средства на поддержку транспортной отрасли. И получается, что ЕТК всё равно убыточна?
– Мы планировали работу транспортной службы Белгородской агломерации с учётом того, что рентабельность практически нулевая, 0,01 процента. Мы понимаем, что любое муниципальное предприятие общественного транспорта – в принципе убыточно. В любой стране мира. Они дотируются из бюджета. Вы же помните, что на областной думе звучали разного рода предложения: от вообще бесплатного проезда до различных послаблений. И даже пенсионерам по количеству проездов и студентам, что уже ввели. В результате введения всех этих льгот доля прибыли существенно снизилась. Но больший урон принесла, конечно, пандемия. Мы снизили более чем на треть объём перевозок. Нельзя полностью убирать транспорт, но из восьми рейсов, которые осуществлялись в нормальное время, сейчас делаются шесть. Поэтому появилась упущенная выгода. Это очевидно.
Доля
– Насколько вырастет роль города? Когда мы создавали ЕТК, это было 50 %, и мы могли как-то влиять. Сейчас наша доля сократилась. Хотя много вопросов есть.
– Мы с Белгородским районом владели 26 процентами. Нам достаточно было 25 процентов, чтобы блокировать различные серьёзные движения, связанные с основными средствами, с фондами. Но как завтра повернётся жизнь, непонятно, поэтому надо долю города наращивать. Предприятие, наверное, после медицины, второе, которое нам необходимо. Поэтому город крайне заинтересован в том, чтобы его доля увеличивалась и предприятие развивалось. Планы огромные на 21-й, 22-й годы по изменению сети, по получению нового транспорта. Думаю, вы видели новую базу, такого в России нет нигде. Поэтому мы в начале серьёзного пути. Мы делаем первые шаги. И Щорса, и общественный транспорт – это первые шаги на пути превращения города в удобный для автомобильного безопасного транспорта. Они удачны сегодня в плане организации выстраивания всей программы. Но неудачные в плане этого года – в том, что принесла пандемия. Во всём остальном всё продумано. Построена база, построена заправка около неё. Разработана новая маршрутная сеть. Что, конечно, тоже вызовет массу нареканий. Кому-то понравится, кому-то не понравится, это нормально.
Отчёт
Депутат от «Справедливой России» Сергей Бочарников предложил в силу увеличения доли города в уставном капитале ЕТК ввести в практику регулярный отчёт руководства компании перед депутатами. Юрий Галдун поддержал идею.
Голосование
В конце внеочередной сессии горсовета депутаты проголосовали по вопросу выделения 36 млн бюджетных рублей на увеличение доли администрации в уставном капитале «Единой транспортной компании». Итог оказался таким: 26 депутатов за, 6 против. Решение было принято большинством голосов.