Старый Белгород. Ретро-фоторепортаж из семейного альбома
Чтобы перелистать фотоальбом Ольги Можаитиной, нужно отправиться в путешествие длинною в целый век. Три поколения фотографов запечатлели историю Белгорода от начала ХХ века до наших дней. Теперь семейную традицию продолжила и Ольга, связав свою жизнь с фотографией.
Память – удивительная машина времени. Она способна перемещать нас в любую точку нашего прошлого. А фотографии как станции, на которых мы делаем остановки по пути, чтобы отдышаться, постоять минутку и отправиться дальше.
В фильме «Эффект бабочки» главный герой, глядя на фотоснимки, мог не мысленно, а вполне реально путешествовать в прошлое. Порой кажется, что это не такая уж и фантастическая идея. Когда долго вглядываешься в старые чёрно-белые фотографии Белгорода, начинаешь слышать шум города, движок машины, которая тяжело пыхтит по дороге, крики мальчишек, играющих на улице… Всё, как сейчас. Только происходило это очень давно.
Архивные снимки достались Ольге Можаитиной от прадедушки Константина Чёрного. Коллекцию уникальных снимков он начал собирать с начала века. Первые фото датированы 1914 годом.
Фотография в то время была модным увлечением среди зажиточных людей. Прадед приехал в Белгород из Сум, всю жизнь преподавал в железнодорожном техникуме. У него были все приметы обеспеченного советского номенклатурного работника: машина «Волга», квартира на главной улице Белгорода – Ленина. Прабабушка – её можно часто увидеть на снимках то в кокетливой шляпке и с лисой на плечах, то в изящном платье тридцатых годов прошлого века – никогда не работала. На дом к ним приходили парикмахеры, маникюрщицы.
У них родился единственный сын – тоже Костя, дедушка Ольги. Симпатичный мальчик на фото с граммофоном – это он. На снимке, где молодой человек в шубе, ему уже 20 лет, это кадр был снят перед отправкой в армию.
Константин Константинович отслужил, вернулся домой, продолжал заниматься фотографией. На снимках пятидесятых – начала шестидесятых годов можно увидеть двух серьёзных мальчиков, они стоят возле фонтана и возле вагона поезда. Один из них – будущий отец Ольги, другой – его родной брат Володя.
«Так случилось, что с папой я почти не общалась. Зато после смерти отца часто ходила к дедушке. Он доставал старинный альбом, и мы часами с ним рассматривали снимки. Мой дядя был старшим сыном, его часто фотографировал дед на фоне Белгорода. Поскольку дедушка дружил с известным краеведом Александром Крупенковым, он многие снимки передал в фонд его имени, фотографии вошли в книгу об истории нашего города. Мне всегда нравилось смотреть на эти снимки. Раньше я ими просто восхищалась, представляя, как можно было фотографировать обычной, а не цифровой камерой, выстраивать экспозицию, наблюдая, как меняет выражение лица игра света и тени. Потом я оценила удивительную коллекцию, к которой приложили руку мой прадед, дед и отец. Эти снимки – такая редкость, особенно довоенные фотографии Белгорода, их практически не сохранилось. Когда эти фотографии увидели в областном архиве, там просто всплеснули руками, никто не думал, что где-то в домашней коллекции сохранилась живая история Белгорода. Дед очень любил фотографировать свою маму. А ещё его любимые снимки – уличные. Люди там выглядят не постановочно, а как в жизни», – говорит Ольга Можаитина.
Записала Анастасия Самойлова