«Весь негатив получаем мы». Как работает белгородская скорая помощь
Пандемия коронавируса повлияла на каждого из нас. Кто-то ощутил последствия сильнее, кто-то их почти не заметил, но так или иначе жизнь вокруг поменялась. Сильнее обычных горожан перемены коснулись бизнесменов – многие кинотеатры и маленькие ресторанчики разоряются, или уже стёрты с лица земли.
Но даже такие последствия сложно сравнить с тем напряжением, которое испытывают медики по всему миру. Россия не исключение. Да, наша медицина далека от идеала. В ней много проблем, и люди постоянно обращают на них внимание. Из-за несовершенства системы случаются и трагедии. Сегодня, когда нервы у всех напряжены до предела, медики получают бесконечное количество упрёков и негатива – несмотря на то, что продолжают работать и по мере сил делают это ответственно.
Мы решили посмотреть изнутри на то, как работает скорая помощь в Белгороде, и выехали вместе с бригадой на несколько вызовов. Нам было интересно, сколько правды в слухах, докладах чиновников и комментариях в соцсетях. Конечно, проверить всё невозможно, для этого нужно устроиться в неотложку на работу. Но что-то мы всё-таки узнали.
В первую очередь мы поговорили с фельдшерами, работающими в бригаде скорой помощи: Лилианной Кичигиной (19 лет в неотложке) и Натальей Ефименко (5 лет стажа). Медики рассказали о том, как сейчас работает скорая помощь, какие отличия от спокойного времени, почему сейчас очень тяжело, и что их сильно огорчает.
Работается очень тяжело, нагрузка сейчас неимоверная. Потому что поступают вызовы, которые не относятся к категории скорой помощи. Они не экстренные. Нас сейчас зачем вызывают – приедьте, послушайте, температуру померяйте, сатурацию или вообще найдите мне страховой полис дома. Это больше пенсионеры, которым внимание нужно. Это всё вызовы поликлинические. Естественно, отказать мы не можем, поэтому у нас выросло ожидание на вызовах. Стараются диспетчеры отправлять на более срочные быстрее, но бывает такое, что все бригады заняты, а мы тоже болеем, у нас мало народу. Многие ушли на больничный,
– рассказывает Лилианна.
Долгое ожидание стало краеугольным камнем, по которому все оценивают работу медиков. Как выяснилось, из-за обилия незначительных вызовов бригады скорой помощи распределяют их все на категории «срочности». Задержка на 2-3 часа – это нормально, если вы вызвали неотложку без экстренных симптомов. Вызовом с самой долгой задержкой за последнее время в практике Лилианны и Натальи стал обычный звонок с просьбой «приехать и послушать». Его отложили на восемь часов, потому что есть те, кто нуждается в срочной помощи.
Сейчас медработников угнетает отношение людей. По словам Кичигиной, за все 19 лет её работы она не помнит, чтобы было что-то похожее. Со стороны пациентов в большинстве случаев исходит ужасное отношение и даже ненависть.
Помощь людям нужна, я согласна полностью. У многих пневмония, у многих есть проблемы, и они лечатся амбулаторно. Можно вылечить пневмонию с нормальной сатурацией дома. Но люди оставлены поликлиниками без внимания. Врачи там приходят на следующий день или вообще не приходят, я не знаю, что там происходит! Люди взвинчены, а получаем всё это мы. Весь их негатив. Люди бросаются, оскорбляют, пытаются драться, требуют госпитализировать. Но иногда в больнице просто нет мест! Более лёгких, у которых назначено лечение, которых наблюдает терапевт – мы их оставляем дома, но они всё равно требуют, не понимают, почему их не забирают. Пытаемся по-человечески объяснять – кто-то понимает, кто-то не очень. Мы привыкли к стрессу, привыкли не есть весь день, потому что на это нет времени. Но раньше я всё равно шла на работу с удовольствием. А сейчас очень тяжело. Обдумываешь, как день пережить, как с людьми разговаривать, как их убеждать лечиться и вообще. Тяжело стало эмоционально, морально. Когда делаешь всё из последних сил уже, и тошнит, и голова кружится от того, что ты не ел давно, ты всё равно идёшь, и получаешь в ответ вот такое. Неприятно. И читать эти комментарии в интернете, «чтоб вы там сдохли все», ну это… нехорошо. Ты идёшь, и настроен уже на негатив, потому что не знаешь, что тебя встретит за дверьми. Идёшь и боишься. Но куда деваться, будем продолжать,
– делятся переживаниями медики.
Огромной проблемой сейчас стало то, что скорую вызывают по пустякам или для решения вопросов, которыми должна заниматься поликлиника. Но скорая помощь – это крайняя мера, которая должна вытаскивать людей из критических ситуаций. Вызывать её стоит только тогда, когда вы понимаете, что ваша жизнь под угрозой. Температура за 39, сильное отравление, боли в сердце, травма или ранение, ДТП, проблемы с беременностью, потеря сознания и тому подобное. К сожалению, сотрудники неотложки не решают вопросы поликлиник и, если там человеку отказывают в помощи – стоит обращаться в департамент здравоохранения, а не сваливать их работу на тех, кто спасает жизни.
Однако из-за CoViD-19 многие понятия сместились. О работе с ковидом мы тоже побеседовали. Многие вызовы оказываются срочными (на такие бригада приезжает за 20-30 минут) – коронавирус стал протекать у людей тяжелее, начинается кислородное голодание, одышка, и тогда приходится людей увозить на кислородных аппаратах в госпитали.
Раньше у нас были инфекционные бригады, но сейчас мы берём такие вызовы. Одежда, костюмы, маски, бахилы – это берут все бригады. Такое количество вызовов температурящих, и никто не знает, кто из них может оказаться с коронавирусом. А в остальном, с пневмонией которые сейчас, много необследованных, много не протестированных, поэтому какая пневмония – никогда не знаешь. Тестами мы не снаряжены, мы их не делаем, этим ведь поликлиники должны заниматься. Когда приходит участковый к человеку и говорит, что приедет скорая и сделает тест или отвезёт на КТ лёгких, пациент, естественно, злится, что мы его не взяли. И потом в меня летят костыли за отказ. Но мы этим не занимаемся,
– говорит фельдшер Кичигина.
Что же насчёт нашей поездки с Лилианной и Натальей? Мы не могли долго мешаться медикам, чтобы не отвлекать их от работы, однако нескольких пациентов всё же посетили. Увлекаться описанием каждого нельзя – нужно уважать людей, которые вызвали неотложку, но половина вызовов оказалась как раз той, о которых рассказывали фельдшеры – несерьёзными. К примеру, одна женщина вызвала бригаду из-за чрезмерно-жидкого стула. Согласитесь, это не тот случай, когда стоит отвлекать работников скорой помощи.
Сейчас за 12 часов одна бригада обслуживает от 17 до 24 вызовов. В этом журналисты Go31 убедились сами. Машины практически не заезжают на станцию, постоянно находятся в пути между адресами, куда их вызывают. На каждого человека тратится 15-30 минут, в зависимости от проблемы. Впрочем, несмотря на все сложности, фельдшеры продолжают работать. По словам медиков, зарплаты сейчас увеличены вдвое, да и бросать пациентов, несмотря на негативное отношение, они не хотят.
Снаряжение у бригады хорошее, при себе пульсоксиметр – прибор для измерения насыщения крови кислородом, который сейчас необходим для определения тяжести любой пневмонии, хоть обычной, хоть вирусной. Куча лекарств и других портативных аппаратов, ЭКГ, например. Машина – простая «Газелька», но новая, и на том спасибо. Хотя и печально, что у нас до сих пор медики ездят на подобном транспорте, а порой и вовсе на «буханках».
А вот получают информацию о пациенте классно – у старшего в бригаде есть планшет (к счастью, не отечественного производства), в который поступает вся информация о том, кто вызвал скорую. Паспортные данные, причина вызова, степень срочности, адрес, история вызовов от этого человека, телефон и всё такого рода. Быстро и удобно.
Очень важно сегодня правильно расходовать ресурсы системы. Многие обвиняют власть в развале системы здравоохранения, однако сами медики ведь здесь ни при чём. Встречаются отдельные личности, которые больше вредят, чем помогают, даже будучи врачами, но это не повсеместная практика. Сгребать всех в одну кучу не стоит.
Мы напоминаем вам о необходимости ношения масок и использования антисептиков, будьте здоровы, при неопасных симптомах обращайтесь ко врачу поликлиники, а если вам отказывают – требуйте исполнения работы от тех, кто её должен выполнять. Оставьте скорой помощи тех, кто действительно в ней нуждается и может оказаться в опасности, если бригада поедет к вам измерять температуру и давление.
Сергей Кудрин
Виталия Котенко
Фото авторов