«Это не уберёт пробки из города, но может убрать их из вашей жизни». Мировые специалисты – о реконструкции Щорса в Белгороде
Вокруг дорожной реконструкции в Белгороде разразилось огромное количество споров и конфликтов. Город, можно сказать, разделился на два лагеря – одни категорически против изменений (и при любом удобном случае упрекают власти за такие идеи), другие же поддерживают введение новых практик в российскую действительность.
Понимая, что этот вопрос уже давно вышел за рамки компетенций и превратился в обычный диванный срач, журналисты Go31 решили связаться с настоящими профессионалами городского благоустройства и транспортных реформ. Мы показали им проект, расписали все изменения и показали, как улица выглядела прежде.
Комментарии о реконструкции улицы Щорса нам дали два эксперта градостроительства.
Джефф Спек, американский урбанист и писатель, магистр архитектуры Гарвардского университета, а также магистр истории искусств Сиракузского университета. В 2012 году Спек написал книгу «Пешеходный город: как центр города может спасти Америку, шаг за шагом», которая стала одним из самых продаваемых трудов по урбанизму. Он лично курировал создание многих современных общественных пространств и городских территорий в Лоуэлле, Мемфисе, Гранд-Рапидсе и Тампе. Сейчас Спек выступает с лекциями, и консультирует американских градоначальников по вопросам улучшения городов.
Второе мнение мы получили от Джаррета Уокера, построившего карьеру на реконструкциях движения общественного транспорта. Несмотря на отсутствие профильного образования, Уокер добился немалых высот в переосмыслении проблем общественного транспорта и сейчас консультирует ведущих мэров и губернаторов американских штатов по вопросам транспортной инфраструктуры. Его проекты успешно работают в Кремниевой долине, Хьюстоне, Колумбусе, Анкоридже и Ричмонде.
Я не знаю проекта или дороги, но единственный вопрос, который стоит задать, это стала ли улица перемещать больше людей, чем прежде? Не машин, а именно людей – в машинах, автобусах, на скутерах, велосипедах или пешком. Также мы не можем забывать о том, что автомобилисты – это богатейшие пассажиры, тогда как остальные беднее. Должны ли наши улицы строиться для богатых, или для всех нас?
– написал Джефф Спек о реконструкции улицы Щорса.
Мистер Спек не стал вдаваться в подробности, но всё же задал важный вопрос, на который каждый должен найти ответ самостоятельно. Куда более развёрнуто проект прокомментировал Джаррет Уокер.
Нет, больше пробок у вас не станет. В городе пробки расширяются, заполняя собой свободное пространство, когда вы облегчаете людям вождение – они начинают ездить больше. Если вы делаете общественный транспорт более привлекательным и одновременно снижаете пропускную способность автомобилей, люди начнут ездить меньше.
Подробнее можете почитать здесь.
Это [улица Щорса] кажется хорошим проектом.
– считает Джаррет Уокер.
Мистер Уокер привёл в пример собственную статью, поясняющую необходимость подобных реформ для развития города. Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно по ссылке выше, но мы приведём общую выжимку в поддержку его собственного мнения:
● Качественный транзитный транспорт станет хорошей альтернативой вождению личного автомобиля, потому что он оказывается быстрее, экономичнее и спокойнее. За год автомобилист тратит гораздо больше денег на своё авто, чем если бы ездил на автобусе. К тому же на дороге вы вынуждены следить не только за собой, но и за своим имуществом – машиной. В автобусе вы отвечаете лишь за себя. Аргумент пересесть на общественный транспорт можно представить очень эгоистично: транзит не уберёт пробки из вашего города, но он может убрать их из вашей повседневной жизни.
● Транзит помогает сократить государственные расходы на социальные услуги, позволяя новым группам горожан участвовать в экономике. Группы, которые не могут пользоваться автомобилем, очень многочисленны. Это большинство пожилых людей и инвалидов, часть молодёжи и бедное население. К тому же есть большая категория людей, которая просто не любит водить машину. Качественный общественный транспорт помогает им больше и чаще передвигаться по городу и соответственно – тратить и зарабатывать в городе деньги. Также это хорошо сказывается на здравоохранении, так как люди больше ходят и укрепляют здоровье.
● Транзитный транспорт в городе помогает повысить уровень благосостояния при том же уровне загруженности. Денежные потоки в городе в первую очередь зависят от качества и скорости перемещения горожан по нему. Если все перемещаются на машинах – рано или поздно город встаёт в пробки, и уровень благосостояния начинает снижаться. Пробки никуда не денутся, однако, если дать людям альтернативные способы комфортно перемещаться по городу – они смогут накапливать благосостояние и дальше. Выделенные полосы для общественного транспорта, велосипедная инфраструктура и удобные пешеходные зоны станут привлекательнее, чем стоящая в пробке дорога, и поток людей начнёт равномерно распределяться.
● Самый важный аргумент, который должен быть понятен любому, даже самому рьяному защитнику автомобилизации, это улучшение работы аварийных служб. Нет ничего печальнее, чем застрявшая в пробке карета скорой помощи с ревущими сиренами. Все хотят пропустить неотложку, все водители пытаются помочь. Но если вся дорога отдана автомобилистам – сделать это частенько оказывается просто невозможно, ведь вам просто некуда деться чтобы пропустить аварийку. Транзитные полосы обеспечивают всем аварийным службам прямой путь через город и ускоряют оказание помощи в разы. Каждый водитель понимает необходимость снижать скорость возле школы, чтобы защитить жизнь ребёнка. Почему мы не принимаем такую же степень задержки, чтобы спасти ребёнка, который, возможно, умирает где-то ещё, пока скорая помощь стоит в пробке?
Сергей Кудрин