выборы
08:00, 16 сентября 2020 г.

Что стало самым большим разочарованием наблюдателя на выборах-2020?

выборы
Фото:

Может кто не в курсе, но 11-13 сентября в Белгородской области проходили выборы в местную думу. Событие по-своему уникальное, потому что после печального фарса по поправкам в Конституцию власти решили повторить опыт многодневного голосования и на обычных выборах.

Ну а почему бы и нет. Удобно, гораздо проще устроить всё так, как тебе надо. Всего-то посади полмиллиона тётушек, которые будут до трёх часов ночи мудрить всякие махинации, а потом повысь им за это немножко зарплату. Или не повысь. В общем, как и ожидалось, нарушений на этих выборах было обнаружено лютое количество. По области – 121 жалоба, и это лишь официальные данные. Сколько там на самом деле было зафиксировано – так и останется загадкой за семью печатями.

На фоне всех событий последних лет мне хотелось участвовать в выборном процессе более плотно. Увидеть, как всё работает изнутри. Поэтому я после непродолжительных сомнений я вступил в избирательную комиссию на один из участков Белгорода. И теперь расскажу о выборах глазами наблюдателя.

Чёткого понимания политического процесса в области, кроме общей информированности о ходе голосования, изначально у меня не было. Стоит признать, до 13 сентября на мне ещё были надеты какие-то, потрескавшиеся, поломанные, но всё же розовые очки. Была надежда на то, что люди не простили власти всех тех лет коррупции, разворовывания и развала, несправедливости и гнили действующей системы. Хотелось верить, что народ потребует изменений после пандемии коронавируса, когда людей буквально бросили в квартирах, без денег, помощи, возможности зарабатывать. Когда тысячи ипэшников оказались на грани банкротства или полностью разорились и не получили при этом никакой вменяемой поддержки. Не говоря уже о двух десятках лет отвратительной внутренней политики.

Эти надежды были, но увы.

Я решил ответственно подойти к делу, потому что видел в этом личный интерес. Мне не хотелось давать возможности как-то фальсифицировать выборы, подбросить бюллетени и всё такое. Несмотря на недостаток знаний. Проконсультироваться на месте было не с кем – на участке из независимых наблюдателей сидел я один. Были ещё три женщины, но они оказались на «ты» со всеми членами УИКа, хорошо общались, смеялись, шутили. Можно сделать вывод, что независимостью здесь не пахнет. В общем, меня ждало 14 часов индивидуальной слежки за всеми действиями комиссии.

В процессе приходилось выходить на улицу. Если бы был кто-то, кого оставить на замену – было бы лучше, конечно. Но нет. Поэтому возможности для махинаций были, но скажу честно, вряд ли ими воспользовались. Я находился на участке 13 сентября, уже после двух дней досрочного голосования. И если уж что-то они умудрились провернуть – то в те дни.

При мне всё было мирно. Списки прошиты, показаны хоть и быстро, но достаточно, чтобы увидеть, что там всё в порядке. Никто не вписывал в них что-либо в отсутствие избирателей. Да  никто и не пытался что-то вбрасывать – на участке стояли КОИБы (это такие электронные урны для голосования, в которые надо бросать по одной бумажке. Работают громко и долго – незаметно ничего не подсунуть). Сначала машины показались мне очень надёжными. После, правда, это ощущение пропало.

Переносные ящики для голосования прозрачные или полупрозрачные. Комиссии, которые выходили к надомникам, уходили с одним человеком в списке и возвращались с одним бюллетенем – всё как положено.

За всё время лично мне удалось отследить только один косяк, и то – сработал человеческий фактор. В данные по явке в один момент внесли 146 человек, а я насчитал 106. Обратил внимание, пересчитали, извинились, исправили. Просто ошибка на фоне небольшого конфликта с избирателем.

Но самое для меня печальное – это люди, избиратели. Всего за время моего наблюдения на участок пришло 182 человека. И кто в основном приходил? Правильно, как и всегда – люди за 50 лет. А то и вовсе пенсионеры, на вид лет эдак 90. Их было подавляющее большинство. Специально я не считал, но навскидку процентов 60-70 точно старше 50. Остальные – от 30 лет. И буквально копейки – молодёжь. Человек десять от силы.

Получается, что у нас всё стабильно. На выборы ходят только старые (или почти старые) люди, закостенелые, которые постоянно смотрят телевизор, слушают пропагандонов и живут по лекалам девяностых. Эти люди продолжают решать будущее страны. И в большинстве голосуют за «Единую Россию». Не все – были и те, кто отдавал голос за КПРФ. Другие, кстати, особо не появлялись.

Основная борьба шла между КПРФ и ЕР. Но даже не видя, куда люди ставят галочку, я пытался примерно предположить, за кого бы проголосовал этот человек. Вот идёт старушка, в застиранной вязаной кофте, с палочкой. Кого она выберет в депутаты? А вот седоволосый мужчина, тучный такой, крупный. Кому он отдаст голос? Я пытался понять этих людей по их поведению, по тому, как они общаются с членами избиркома, как реагируют на требования обработать руки и надеть маску. И как-то у меня получалось, что чуть ли не каждый второй должен отдать голос за «ЕдРо».

К сожалению, мои опасения подтверждали ребята, которые стояли на выходе из избирательного участка. Там весь день дежурили двое – девушка и парень. Они опрашивали выходящих, спрашивали у них, за кого они голосовали. Обычный экзитпол. Я выходил на перекур, и слышал, что им отвечают. Большинство отказывалось разглашать тайну голосования. Тот ещё бред, на самом деле. Остальные – поголовно «Единая Россия». Только двое пенсионеров сказали, что отдали голос КПРФ. И одна женщина – за ЛДПР. Это то, что слышал я лично.

Особенно меня впечатлила девушка, которая гордо заявила, что выбрала единоросса. Потом она пошла куда-то, мимо панелек с потрескавшимися стенами. Видимо, в светлое будущее. Периодически я спрашивал у ребят, какие результаты. Те не называли точных цифр, но грустно говорили – «Единая Россия» в большинстве и немножко коммунистов.

В конце дня, когда начали подводить итоги, КОИБ выдал распечатку с результатами. Аверьянова – 25 голосов. Дубинина – 29. Нетребенко – 9. Рудов – 54. Цевменко – 67. Хтей – 200. Угадайте, где здесь «Единая Россия»? Конечно, 200. Насчёт такого ровного и красивого числа у меня, конечно, есть сомнения. Именно это и стало причиной моего подозрения к КОИБам.

Но ведь люди действительно шли и отдавали свои голоса за тех, кто уничтожает будущее России. Не все, естественно. Как в любой большой организации, в «Единой России» тоже есть хорошие люди. Но редко.

Мы отстаём на десятки лет по сравнению с большинством продвинутых стран мира. Отчасти это заслуга СССР, хоть это и отдельная тема для разговора. Но в большей степени ответственность за стагнацию страны лежит на правящей партии. И люди продолжают за неё голосовать.

На фоне всего этого у меня только один вопрос. Оппозиция – люди, которые недовольны действиями российской власти. Люди, которые с пеной у рта доказывают в интернете, что дни нынешнего руководства страной сочтены. Люди, которые поддерживают Навального и мечтают, чтобы Россия когда-нибудь стала похожа на лучшие страны мира. Где все эти люди? Где огромный электорат протестного населения, который мог бы повлиять на выборы?

А я скажу где. Дома или на работе. Сидят и грустно качают головами, причитая: «Всё уже решено за нас», «Лучше мы вообще не пойдём, чтобы они всё поняли», «Ничего уже не изменить», «Я вне политики». Напомню, 182 человека. Всего. 182. Человека. За три дня на одном участке за единороссов отдали 212 голосов.

И единороссы вновь открыли шампанское, празднуя очередную победу. На ближайшие пять лет, до следующих областных выборов. Я надеялся дожить до смены власти в России. Но увидев обстановку изнутри, понял – вряд ли.

Фото автора

Сергей Кудрин

Читайте также:

●  Будут ли россиянам раздавать деньги?

●  Белорусские протесты – новый майдан или неизбежный прогресс?

●  «Я горда за свой народ». Белорусская студентка – о протестах в стране

#выборы #наблюдение #мнение #сожаление #Белгород #Россия
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"