Из концлагеря – в добрый дом. Как белгородцы спасают бездомных животных и когда построят приют для собак
Немного в стороне посёлка Комсомольский расположился «Добрый дом». Это место, где спасают и помогают бездомным животным. Трудно поверить, что меньше года назад здесь был грязный списанный коровник, где держали в клетках и не кормили измученных собак. Как образовался «Добрый дом», прошлое и будущее приюта – в материале журналиста Gо31.
Шок
Декабрь 2019 года. Общественность всколыхнула шокирующая новость. В овраге посёлка Комсомольский зооволонтёры обнаружили более сотни трупов собак. Следуя по следам страшной находки, активисты наткнулись на заброшенный коровник. Оказалось, не просто коровник, а настоящий собачий «освенцим»: в нём находились сотни замученных собак, без еды, воды, в собственных экскрементах, закрытые в клетках. Они выли, скулили, а рядом, в тех же клетках жили щенки и лежали трупы тех, кто не выдержал, не выжил.
Выяснилось, что коровник арендует компания «Фауна+», руководит которой Валерий Бублик. Компания несколько лет занималась на территории Белгородской области отловом безнадзорных животных. Конечно, выделялись средства на отлов – 3,5 тыс. рублей за одну особь. Но и на содержание этих животных бизнесмен также получал деньги. Как рассказали зоозащитники, от «лишних» животных Бублик избавлялся. УМВД тогда начало проверку деятельности «Фауны+». А зоозащитники стали проводить другую работу – спасать собак.
Из концлагеря – в «Добрый дом»
Сумевших выжить собак временно забрали к себе люди. Волонтёры стали приводить в порядок коровник. Зоозащитник Мария Чумакова рассказывает, что трагедия в Комсомольском вызвала большой общественный резонанс. Неравнодушные активисты познакомились друг с другом, и именно тогда возникла идея создания приюта. Однако до его открытия собак надо было содержать в тепле и чистоте. Так родился «Добрый дом».
«Отозвался фонд «Деловая инициатива», простые люди, строительные организации. Мы приступили к работе. Кто-то привёз щебень, бочки, песок. Стали ремонтировать клетки в коровнике, территорию рядом. Нам построили веткабинет, о котором мы даже не мечтали», – делится впечатлениями Мария.
Теперь в «Добром доме» есть душевой отсек, где собак купают, также достраивается прогулочная площадка. Каждая собака здесь – вакцинирована, обработана от паразитов, стерилизована. Само здание бывшего коровника поделено на части: веткабинет и душевая, небольшая кухня. Есть карантинная зона, где содержатся щенки и собаки после вакцинации. Достраивается постоперационная.
Лечение
Светлана Бучнева – ветеринарный врач. Девушка проводит здесь всё своё свободное время.
«Бывает, и в 10 вечера приходится сюда приезжать по вызову. Ведь мы здесь не только вакцинируем и стерилизуем, но и лечим собак. Вот сейчас нужно идти ставить капельницу собаке», – на бегу рассказывает Светлана.
Она заходит в клетку к пациенту. Собака послушно даёт лапу. Рядом со Светланой – помощник. Влад учится в девятом классе.
«Я приезжаю сюда каждую неделю, помогаю. Набираюсь опыта, очень хочу стать ветеринаром и достичь больших высот», – мечтает Влад.
А поучиться школьнику есть чему. Недавно в «Добрый дом» попала Найда. Её нашли в Томаровке. Животное попало под косилку, и ей перерезало сухожилие. Пришлось срочно оперировать и заодно стерилизовать.
Чипирование
Сразу после капельницы Светлана идёт в веткабинет. Там её ждёт ещё один спасённый житель «Доброго дома».
«Этого красавчика зовут Ньютон, его отловили в Разумном. Ему примерно год. Он полностью прошёл у нас вакцинацию, карантин, кастрацию, обработку от паразитов. И сегодня у нас завершающая точка – чипирование.. Всё делаем здесь. Для животных чипирование – это плюс. Ведь если собака потеряется, её найдут по чипу. Ньютон – первый чипированный житель «Доброго дома». Планируем и других собак чипировать. Это абсолютно безопасно. Затем на Ньютона наденут неснимающийся ошейник с адресником. В нём вся информация – указывается и то, что собака не агрессивна. Это очень важно, потому что многие люди боятся собак», – говорит Светлана Бучнева.
Всех животных в приюте стараются социализировать, чтобы они не были агрессивны. Рядом с веткабинетом волонтёр Мария кормит с ложки собак: «Это тебе, Буч…Люси, теперь ты». Так собаки учатся терпению и не дерутся за еду.
Если не получается пристроить
Сегодня в «Добром доме» живут около 40 собак.
«Кто-то поступает к нам, кто – то уезжает. Вообще, у нас приют максимум на 100 собак. Мы берём собаку на месяц, стерилизуем, вакцинируем и максимально стараемся пристроить. Но, конечно, не всегда это удаётся. Не все люди готовы брать больных, старых собак, например. Если не удаётся пристроить, мы выпускаем здоровое животное в то место, где отловили. Но с бирочкой, адресником. То есть люди будут знать, что она стерилизована, вакцинирована», – говорит Мария Чумакова.
Об открытии приюта в Новой Нелидовке
Волонтёры надеются, что вскоре «Добрый дом» переедет в Новую Нелидовку. По словам зоозащитников, стройка приюта там активно идёт. Заложен фундамент. Открыть приют обещают к концу августа. В приют наберут штат сотрудников, заработает современный ветцентр, для каждой собаки организуют отдельную прогулочную площадку, а также – общую. Помещение рассчитано на сто особей.
«Нужно создавать культуру среди людей. Ведь все эти животные – бывшие домашние. Сейчас по закону самовыгул собак запрещён. А хозяева всё равно отпускают их гулять одних. И если человек не собирается разводить собак, то лучше стерилизовать животное. Это нужно для здоровья и снижения популяции животных. Если люди к тому же не будут бросать их, мы за год-два решим проблему безнадзорных животных», – считает Мария Чумакова.
А пока зоозащитники продолжают спасать. Преданность больше всего стоит, но меньше всего ценится. Но это не про активистов. Они знают цену собачьей верности. Такой, как у бездомного Буча, который, виляя хвостом, кладёт голову на колени своей любимице – Марии.
Надежда Саушина
Фото и видео автора
Читайте также: