Эксперт: Почему белгородцы назвали здание кинотеатра «Октябрь» — мавзолеем
В парке Ленина в центре Белгорода готовится к открытию Дом молодёжи, который разместится в отремонтированном здании кинотеатра «Октябрь». Оно было построено в 1957 году, в последние годы пустовало и требовало ремонта. Теперь его перестроила компания ООО «ТЮС-ПГС», ставшая единственным претендентом в конкурсе на проведение работ. Реконструкция «Октября», как следует из данных на сайте госзакупок, обошлось областному и городскому бюджетам в 81 млн руб.
Ещё на стадии проекта жители Белгорода назвали обновлённый «Октябрь» «мавзолеем». Это название зацепилось за здание кинотеатра сначала в соцсетях, а затем закрепилось и в народе. Редакция Go31 попросила архитектора шведской компании в Санкт-Петербурга Semren&Mansson, выпускника БГТУ им. В.Г. Шухова Алексея Кузьменко объяснить, что с этим зданием не так, и почему его внешний вид вызывает странную реакцию.
— Что не так с этим новым «Октябрём»?
— С плоским верхом, без округлого фронтона здание, действительно, смотрится, как мавзолей, как пишут в комментариях: приземистое, суровое, мрачное. И выбор цветов фасада тоже неудачный, ещё больше добавляет мрачности. Тёмно-синие зеркальные окна, цоколь — тёмная охра. Вероятно, в белом или светло-жёлтом здание было бы не таким угрюмым.
Ещё неудачно подобран размер шрифта вывески «Октябрь»: буквы слишком массивные, тёмно-бордовые, что ещё больше добавляет грузности и уныния. Этот огромный карниз вообще всё портит, делая здание приземистым. Как могильное надгробие.
— В общем, если уж восстанавливать оригинальный вид, то стоило делать это внимательнее?
— Авторы проекта явно хотели воспроизвести первоначальный облик здания. Если бы им это удалось, то получился бы интересный историческыий объект. Сложно сказать, почему они не смогли использовать старые фото. Историчность — единственная ценность этого здания как объекта архитектуры.
— Теперь немного понятнее, почему это здание в народе получило такое прозвище.
— Авторы проекта цветом и деталями подчеркнули трёхчастное деление фасада, что вместе с уменьшением высоты без круглого фронтона визуально сделало сооружение ещё более горизонтальным и низким. И вишенкой на торте из тёмного полированного красного гранита стал цоколь с хромированными перилами, отчего и вытекают глаза.
А теперь представьте здание полностью белым с круглым фронтоном, более изящной надписью. Серый либо тёмно-зелёный цоколь и светло-серые кованые перила из квадратного прута. Окна здесь должны быть обязательно максимально прозрачные.
— То есть, здание лучше было примерно таким, каким изначально и было построено?
— На чёрно-белой фотографии на фоне советского фонтана оригинальный вариант «Октября», действительно, смотрится гармоничнее и уместнее.
— Советские архитекторы лучше разбирались в архитектуре? Почему в современной архитектуре, градостроительстве, монументальном искусстве и так далее так много фейспалма?
— И в советское время, бывало, строили стыдобу, многие здания подвергались критике. Это было везде и во все времена. Можно найти отзывы, каким нелепым и вычурным многие считали «Спас на крови» или «Исакий» (его называли чернильницей). Но в советское время было огромное преимущество — в проектах не было коммерческой составляющей, хотя было много политической. И в целом максимальная экономическая эффективность — это сейчас одно из самых важных условий для заказчика, а в советское время идеология была важнее. И это часто давало положительный результат.
— Дело в экономии?
— Сейчас фейспалм всюду потому, что экономика в России слабая, и все стараются сильно экономить на всём, на чём можно. Европейская архитектура, которую в пример приводит тот же Илья Варламов, стоит в десятки раз дороже, чем наши аналоги. Если говорить и про эконом-, и про бизнес-класс. И ещё сильно влияет наша система норм и регулирования. Она морально устарела, не отвечает реальности и часто портит проекты. Очень много примеров, когда российские проекты именитых западных архитекторов радикально менялись из-за наших норм.
— Можно же делать дешево, но хотя бы со вкусом и грамотно?
— Часто это не нужно, ведь и так всё купят. К примеру, спрос на жильё огромный, а здоровой конкуренции на рынке строительства нет. Взять хотя бы Белгород: сколько здесь крупных застройщиков? «ЖБК-1», «ТрансЮжСтрой», «ДСК», кто-то ещё. Три - четыре. Крупные объекты кроме них никто не строит. В Швеции, к примеру, муниципалитет специально разбивает участки на меньшие по площади и не позволяет их скупать одной компании, чтобы в одном квартале работало как можно больше разных застройщиков. Это повышает конкуренцию, качество и разнообразие среды. В России ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, но очень медленно.