Ирина Спичак: Противовирусные препараты могут задержать развитие болезни
Недавно журналисты Go31 обошли аптеки Белгорода, чтобы узнать, как обстоит дело с наличием в них профилактических масок. Заодно мы выяснили, что белгородцы сметают с полок противовирусные препараты. Насколько эти препараты эффективны в борьбе с ОРВИ и гриппом, какие профилактические меры помогут избежать заражения, в чём разница между БАДами и лекарствами – об этом наш разговор с директором института фармации, химии и биологии НИУ «БелГУ», доктором фармацевтических наук, профессором, академиком РАЕН Ириной Спичак.
Фото: Михаил Малыхин
Про профилактику
– Ирина Владимировна, разобраны все маски, а людей на улицах в масках почти нет. Почему?
– Это говорит о том, что заболевших гриппом и ОРВИ не так много. В масках должны ходить люди инфицированные. В обществе сложилось мнение, что маска – эффективная профилактическая мера. Но это не так. Она нужна для того, чтобы заболевший человек мог без вреда для окружающих ненадолго выйти на улицу, в магазин, поликлинику. Маску нужно менять каждые два часа, а при интенсивном чихании и кашле – чаще.
– Что тогда можно рекомендовать в качестве профилактики ОРВИ, гриппа, коронавируса?
– Вся профилактика респираторно-вирусных инфекций заключатся в том, что нужно часто мыть руки, прочищать слизистую носоглотки, пореже бывать в местах массового скопления людей, проветривать помещение, проводить влажную уборку и не допускать сухого воздуха в помещении. Создать дополнительный барьер против вирусов помогут профилактические средства – например, оксолиновая мазь. Достаточно обработать нос один раз утром, чтобы защита сохранялась на весь день. Но нужно внимательно читать инструкцию, у лекарств есть противопоказания и особенности хранения.
Про противовирусные препараты
– Допустим, человек всё-таки заболел. Что делать?
– Если заболели, нужно идти к врачу. Но пока вы до него дойдёте, имеет смысл заскочить в аптеку и приобрести симптоматические безрецептурные препараты, которые помогут задержать развитие вируса в организме. На это ориентированы противовирусные средства, которые необходимо принимать в первые часы после начала заболевания. Большинство схем лечения вирусной инфекции включает приём противовирусных препаратов.
– Одинаково ли эффективны средства против вирусов?
– Подобных лекарственных препаратов существует огромное количество, они относятся к разным группам, начиная от гомеопатических средств (их могут без вреда для здоровья принимать даже беременные женщины, дети, пожилые) до химиопрепаратов, к которым относится тот же «Арбидол». Всё, что выводится из организма через печень – серьёзные лекарства. Их приём должен быть обоснован и рекомендован врачом. Есть препараты – индукторы интерферона, которые заставляют организм вырабатывать защиту от белка вируса. Как правило, значительного ущерба это лекарство не наносит. Если вы вовремя успели его принять, и если защитных сил организма больше, вы не заболеете. А если всё-таки заболеете, то течение болезни пройдёт мягче. Не будет осложнений, которые возможны в совокупности с вирусной инфекцией или гриппом. На сегодняшний день намиксовалось много вирусов гриппа, и говорить о том, что противовирусные препараты подходят против любого серотипа, нельзя. Заболеет человек или нет, как и течение болезни, во многом зависит от иммунитета, который уже сформирован.
– Но к одному препарату у людей точно много нареканий: это «Кагоцел».
– Расцениваю это как маркетинговую диверсию. С болью вижу, что эффективное, недорогое средство насильно убирают с российского рынка. У нас не так много отечественных противовирусных препаратов, имеющих доказанных эффект воздействия.
Про БАДы
– Насколько сложно препарату попасть на российский рынок?
– Если это лекарственное средство, оно должно пройти доклинические исследования и четыре этапа клинических исследований на добровольцах. На это уходит восемь-десять лет: в течение этого времени лекарство не выходит на рынок. Создание лекарства по затратам равнозначно разработке нового реактивного самолёта. Бывает, производитель уже вложил десятки миллионов в препарат, но вдруг обнаруживается какой-то нежелательных побочный эффект, и этический комитет снимает его с исследований.
– Часто возникают такие нежелательные эффекты?
– Из десяти препаратов клинические обследования проходит один. Иногда выявленный эффект оказывается неожиданным. Например, дин из препаратов, который выводился для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, прошёл доклинические исследования. И на втором этапе клинических исследований застопорился. У больных выявились смертельные случаи. Этический комитет снимает препарат с клинических исследований и собирает таблетки, которые принимали добровольцы. И вдруг выясняется: люди эти таблетки не отдают. Оказывается, у лекарства было выявлено очень интересное побочное действие. Знаете, что это за препарат? «Виагра». Сегодня это популярные таблетки для лечения эректильной дисфункции. Но в инструкции к этому лекарству есть противопоказания для пациентов с сердечно-сосудистыми нарушениями.
– Как на рынок попадают БАДы?
– Их выпускают по упрощённой системе. Могу оправдать российских производителей: запустить новое лекарство слишком дорого и очень долго, не каждый готов ждать пятнадцать лет. Производить БАДы намного проще, они, как правило, значительно дешевле. Но потребитель, приобретая БАД, должен понимать, что это не лекарственный препарат и потому исследован менее тщательно. Биологически активные добавки можно приобретать, если они не предназначены для лечения серьёзного заболевания.
Про гомеопатию
– Перечисляя противовирусные препараты, вы упомянули гомеопатические. Но в меморандуме комиссии Российской Академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований очень резко говорится о гомеопатии.
– Гомеопатия выверена веками. Она использует интересный подход: подобное лечится подобным. Если есть температура, то надо выпить лекарство, которое поднимает температуру, если рвёт – миллионную долю рвотного ореха. Волна гасится волной.
– Если это так, почему гомеопатию не берут на вооружение «настоящие» врачи?
– Самая большая проблема современной гомеопатии – малое количество реально подготовленных специалистов, профессионально разбирающихся в тонкостях терапии, используемых субстанциях и лекарственных формах.
Беседовала Анастасия Самойлова