Потянет ли Белгород бесплатный проезд в городском транспорте?
Выступая перед депутатами областной думы, губернатор Евгений Савченко рассказал об идее введения бесплатного проезда на общественном транспорте областного центра. По его словам, информацию о запуске такого проекта в столице Эстонии Таллине ему показал экс-спикер областной Думы Василий Потрясаев.
Мы посчитали, сколько это будет стоить – для нас это зашкаливает за 4 миллиарда рублей. Давайте посоветуемся, может быть и мы, не сразу, но пойдём по этому пути. И так решим проблему с оплатой проезда. Вот я вижу реакцию руководителя комитета по бюджетной политики, она отрицательная, у других – положительная. Давайте пообсуждаем!
– сказал Евгений Савченко.
Идея бесплатного проезда в городском транспорте – не нова как для Европы, так и для России. В середине 90-х годов жители Уфы не платили за проезд в муниципальном транспорте, расходы эти покрывались установленной надбавкой на стоимость бензина.
Также в это же время в течении нескольких лет отсутствовала оплата проезда в троллейбусах Белгорода для студентов и школьников. Для этого контролёру или водителю необходимо было показать ученический или студенческий билет.
Такие привилегии в России исчезли, когда на смену муниципальному транспорту пришли коммерческие перевозчики. Сейчас бесплатные автобусы-шаттлы есть только в столичных городах. Они подвозят горожан к крупным торговым комплексам.
Одной из первый стран, власти которой установили бесплатный проезд в городском транспорте, стала Эстония. С 1 июля 2018 года граждане этой страны могут бесплатно пользоваться автобусами в 11 из 15 уездов, в том числе, и в столице Таллине. В руководстве государства уверены, что такая мера улучшит экологию и побудит многих пересесть с личных автомобилей на гортранспорт.
Первой страной с бесплатным общественным транспортом для всех стал Люксембург. С 29 февраля этого года за проезд не платят, как жители герцогства, так и его гости. Такое решение было принято из-за острой проблемы пробок на дорогах. Ежедневно на работу в эту крошечную страну приезжают несколько сотен тысяч человек из Бельгии, Германии и Франции.
Кроме этого, бесплатный проезд на гортранспорте полностью или частично существует ещё в девяти городах мира, в том числе, Мельбурне (Австралия), Манчестере (Великобритания), Куала-Лумпуре (Малайзия), Майами (США).
В европейских городах, снявших оплату за проезд в городском транспорте, получают совершенно иной эффект: люди становятся более активными, больше посещают различные заведения общественного питания. Я не думаю, что у нас это быстро произойдёт, но над этим надо хорошенько подумать,
– заметил Евгений Савченко.
Введение бесплатного проезда в гортранспорте смогло бы решить сразу несколько насущных проблем в Белгороде. Это улучшение экологии, так как часть белгордцев перестала бы пользоваться личным транспортом; уменьшение пробок по этой же причине; исчезновение очередей на оплату на входе в автобус; водители перестали бы стоять на остановках с высоким пассажиропотоком, чтобы набить в салон как можно больше людей.
Однако, в другой стороны, встают и проблемы. Среди них – оплата труда водителей и мотивации их работы; оплата проезда в пригородных автобусах, следующих за черту города; вследствие роста пассажиропотока возникнет необходимость расширения маршрутной сети и увеличения подвижного состава, на что потребуются дополнительные затраты.