Фотограф Игорь Гаврилов: Когда кто-то видит узаконенную ложь, он начинает в неё верить
В белгородской галерее фотоискусства им. В. А. Собровина открылась выставка известного советского и российского фотожурналиста Игоря Гаврилова. Автор рассказал о выставке и своём отношении к фотографии.
О счастье
Фотография – такая штука, которая делает человека счастливым. Всякое творчество, занятие, которое ты делаешь с любовью – большое счастье. Заниматься творчеством – это и воспитание, и повышение своего интеллектуального уровня.
О вранье
Вы простите, я человек взрослый, и уже давно не вру в аудиториях. Могу, конечно, с девушками это позволить, но всё равно женюсь потом. Если обещаю жениться, то женюсь.
О правде
За вашим клубом я слежу, вижу открытие ваших выставок. Радостных авторов, посетителей. А на заднем плане вижу фоточки. Пятнышки цветовые. И прочее. Это очень полезно и хорошо. Видеть красоту, чувствовать её. Но фотография – это целый вид творчества. Единственный в нашем прекрасном мире, который умеет говорить правду.
Об орудии
Есть такое орудие борьбы – штык-нож называется. Им можно прекрасно резать колбасу. Можно открывать консервные банки. Можно кого-нибудь в подъезде притыкнуть, колечко снять. А можно пойти в бой и защитить свою семью, родину. Вот лютики-цветочки на фотографии – это открывание банок. Пейзажики – это колбасу резать. Это тоже полезная штука: колбасы поел, сил набрался, пошёл с девушкой погулял, дети родились. Нужная вещь. Но всё-таки идти в бой – это и благороднее, и важнее.
О силе фотографии
Сила фотографии должна быть использована полностью. Это передача правды. Передача того, как, где, почему мы живём. Если вы не сделаете этого сегодня, вы уже не сделаете этого завтра. А послезавтра за вас этого уже никто не сделает. А лютики-цветочки будут плыть всё время. Хватит на ваш век и на после вас. Я никак не умаляю достоинства фотохудожников. У вас тут был Тягны-Рядно со своими пятнышками и тревел-фотографией. Ну совершенно бездумная вещь. И у меня есть какие-то тревел-карточки. Ну, красивенько.
Об «Огоньке»
Я, будучи ещё студентом факультета журналистики, получил удостоверение журнала «Огонёк». Удостоверение, о котором мечтали все фотографы страны. Я ещё ребёнком фактически стал там работать. Как-то в Доме фотографии была выставка «Огонёк». 50-е-60-е годы». Я посмотрел эту выставку. Большие, красивые, профессионально сделанные работы. По цвету выверенные, по свету выверенные. Большое мастерство нужно было иметь, фантазию, чтобы так вот всё делать. Так подстроить, чтобы все думали, что это жизнь. Я посмотрел эту выставку, отошёл в тёмный уголочек, прислонился к стене и сказал себе: «Игорь, какое счастье, что ты в этом журнале никогда не работал». Мне стало стыдно за журнал «Огонёк». Он никогда не был международным. Никто его нигде не читал, и зачем он там нужен был. Для этого был журнал «Советский Союз», агитка. Вся эта макулатура по миру. Потом, когда начал путешествовать, я видел, как эти журналы и газеты во всех культурных российских центрах лежали нераспечатанными. Их даже в туалете нельзя было использовать. Почему я так сказал? Ведь это мой родной журнал. Он меня, в общем-то, родил как фотографа и вырастил. Я ему очень благодарен. Но на этой выставке не было ни одной правдивой фотографии. Ни одной. Всё – ложь. Махровая коммунистическая пропаганда.
О пропаганде
Да, таковы были правила игры. Да, так дурили народ. И по этим фотографиям никак нельзя составить понимание, впечатление о том, как люди жили в Советском Союзе в те годы. Ну никак нельзя. Под этими фотографиями можно написать все, что угодно. Ну вот, было же коммунистическое собрание, вот, видите? Это всё ложь. И вот это – страшно. Потому что все знают, что фотография правдива. И все будут скорее верить фотографии, нежели тексту. И когда кто-то видит узаконенную ложь, он начинает в неё верить. И вырастает человеком, которого обманули. А потом и он научится обманывать.
О честности
А я всю свою жизнь хотел быть человеком, который не обманывает. За все фотографии, которые я здесь показываю, за каждую из них я могу отдать глаз. Там нет лжи. Там всё как было. И это, пожалуй, самое главное, что я сделал в жизни – прожил честно. Нет, конечно, я обманывал. Конечно, где-то когда-то я что-то ставил, без постановки невозможно работать профессионально в журналистике. Но вы понимаете, о чём я говорю: какой процент того и какой процент другого.
О выставке
Эта выставка родилась даже не у меня в голове, а в голове у моего друга Саши Китаева. Он прекрасный фотограф, историк фотографии. Им написано множество книг. Прекрасный человек с таким же отвратительным характером, как у меня. Мы дружим. Периодически переругиваемся. Он как-то, сидя у меня дома (по-моему, мы тогда выпивали. Вообще, умные мысли всегда приходят после водки, виски. А на сухую только профессионализм остаётся и чувство долга), говорит: «Игорь, дай я посмотрю твои фотографии, а то я только основные знаю». Ну, говорю, поднимайся на второй этаж, садись у меня в кабинете, листай на компьютере. И он сидел, часа два-три листал. Потом спустился вниз, обозвал меня гнусным словом «фотохудожник». Сказал: «Да ты ещё, оказывается, фотохудожник». Ну, я выпил, закусил. Прошло. И он составил мне пары из моих же фотографий. Одна дополняет другую, или спорит с другой. Мне это показалось занятным. И я стал составлять пары, которые сейчас висят перед вами. Это такая нейтральная выставка.
Об авторстве
Я на самом деле автор всех этих фотографий, не открещиваюсь. Но это не моё лицо. Не вся гримаса, состоящая из моих извилин, морщин и прочей гадости, которую я приобрёл. Плюс ещё наполовину раскроенное сердце.
Справочно. Игорь Гаврилов родился в Москве в 1952 году. Работы фотографа начали печатать во всесоюзных изданиях, когда ему было 14 лет. Учился на факультете журналистики МГУ. Работал в журнале «Огонёк» с 1975 по 1988 годы. Затем был корреспондентом журналов Time, Focus. Публиковался во многих изданиях по всему миру. Работы фотографа хранятся в музеях в России и за рубежом. Обладатель многих престижных наград. Одна из главных – приз «Золотой глаз» международного конкурса World Press Photo .
Фото: Антон Вергун