«Всё стоит денег». Продюсер «Союза спасения» — о разрушении кинодеревни в Дмитриевке
На пике популярности фильма «Союз спасения» о декабристах в селе Дмитриевка Шебекинского городского округа прекратила свое существование украинская кинодеревня. Её в 2018 году за 80 миллионов (общий бюджет фильма 800 млн рублей, 500 из которых — государственные, — Go31) рублей специально построили для съемок «Дирекция кино» и кинокомпания «Тритэ». Территорию под Шебекином выбрал оператор-постановщик картины Игорь Гринякин, знающий эти места: Белгородская область — его малая родина. Ландшафт, культура этих мест идеально подошли для воссоздания города Василькова, в котором почти двести лат назад восстал Черниговский полк под предводительством декабриста Муравьева-Апостола.
После завершения съёмок кинодеревня стала пользоваться популярностью у туристов и местных жителей, многие из которых снимались в массовке. Белгородские власти обещали сохранить декорации, чтобы использовать их как этнографический музей, но передумали. По словам начальника управления культуры Белгородской области Константина Курганского, сохранить деревню было невозможно из-за отсутствия фундаментов под строениями: и укрепление и содержание объектов было бы очень дорогим.
Кадры из фильма "Союз спасения", снятые в селе Дмитриевка под Шебекином с сайта "Кинопоиск"
В январе 2020 года кинодеревню стали разбирать на стройматериалы местные жители, а то, что не может пригодиться в хозяйстве — сжигать. Многие белгородцы, среди которых музейщики, историки, краеведы и бизнесмены из сферы туризма, надеялись, что этот объект сохранят в регионе как музей под открытым небом. Подробно об этом рассказала газета «Коммерсантъ».
В субботу креативный продюсер кинокомпании «Горизонт событий» Юрий Чалов, который тоже родом из Белгородской области, родился и вырос в Старом Осколе, привёз в наш город новый фильм — «Ярды», который начали показывать в кинотеатрах с 30 января. Он участвовал в работе и над «Союзом спасения» как линейный продюсер кинокомпании «Тритэ», которая снимала исторический блокбастер. Юрий Чалов рассказал Go31, можно ли было сохранить декорации к фильму про декабристов и стоило ли это делать.
— Работа над строительством декораций заняла несколько месяцев, каково было возводить сооружения в Дмитриевке?
— Многие факторы усложнили задачу: подходящая местность с ландшафтом, которую сложно было найти вблизи Москвы, само количество построек — десятки зданий, четыре из них — с отделкой внутри (дома персонажей, гауптвахта и штаб полка), удаленность от крупных населенных пунктов с хорошей инфраструктурой, отсутствие электричества, водопровода. Помимо всего необходимо было озеленить декорацию: мы высаживали взрослые деревья и кустарники, чтобы деревня казалось живой.
Так летом и зимой выглядела кинодеревня для съёмок, фото с сайта "Белпресса" и "Дирекции кино"
— Как местные жители реагировали на такое масштабное производство?
— Они были очень вовлечены в процесс: каждый хотел как-то поучаствовать в таком флагманском проекте, шли на встречу и по финансовым условиям, срокам поставок материалов, поиску нестандартных вещей, которые не нужны в обычном строительстве, но необходимы в постройке таких уникальных объектов. Очень помогала с поиском местных специалистов местная администрация Купинского сельского поселения.
— Декорации к фильму — это временные строения, но, к примеру, декорации деревни к «Звёздным войнам» в тунисской деревне сохранили, и они пользуются популярностью туристов. Значит, это не только возможно, но и выгодно?
— Иногда декорации не убирают, потому что становится ясно: это не просто деревянные домики, которые нужно убрать после себя как строительный мусор, а своего рода культурный объект. Эту деревню создавал один из лучших российских художников-постановщиков Сергей Агин («Викинг», «Тренер»). Им были нарисованы подробные эскизы, изучены исторические материалы, каждая постройка проектировалась архитектором Олегом Булаховым. Но важно, чтобы чиновники местных администраций приняли решение. Поэтому такие вопросы решаются совместно с администрацией области: хотят ли они, чтобы объект остался, или нужно, чтобы его убрали после съёмок. Но для того, чтобы их оставить — мало одного желания, все стоит своих денег: объект кто-то потом должен охранять, обслуживать, проводить там мероприятия, иначе он быстро потеряет свой внешний вид.
— Вам известны примеры, когда аналогичные декорации в России не разбирали, а продолжали использовать?
— Примеры, когда декорации к фильмам сохранялись, есть, и даже на веку «Дирекции кино». В Крыму, например, был сохранен декорационный комплекс после сьёмок картины «Викинг». Тут важно понимать: есть ли интерес у бизнеса или властей взять такой объект себе, или нет. Потому что для кинокомпании главное — это снять фильм. Когда у тебя в производстве блокбастер, тяжело брать на себя еще и эту ответственность.
Так выглядела кинодеревня в свои последние дни в разгар уничтожения, в конце января 2020 года, фото Go31
— Почему, по вашему мнению, белгородские власти не стали заблаговременно решать, что делать с деревней?
— Всегда сложно предсказать, что останется после съемок. На «Союзе спасения» поджигали одно строение, так нужно было по сценарию, но планы могли измениться, и творческие решения потребовали бы испортить больше зданий. Никто до конца не может быть уверен в итоге. Все-таки, декорация — в первую очередь декорация, и потом уже все остальное. Пока фильм не снят, сделать стопроцентных решений по сути невозможно.
Во-вторых, строить можно по-разному, это не капитальное строительство, каждый пытается оптимизировать сметы. У этих зданий нет фундаментов. Дереву и камышу нужны специальные обработки. Эти заботы тоже ложатся на тех, кто захочет заниматься объектом. Необходимо подумать и о логистике, как его будут посещать, какой будет поток людей, стоит ли это вложений? Учитывая все эти факторы, сложно решить однозначно: сохранить любой ценой, или разобрать и забыть.
Но я знаю точно, что Белгородская область была в составе Слобожанщины, уникальной территориальной единицы, и такие постройки могли бы стать своего рода визитной карточкой региона.
— Возможно ли было сохранить именно эти декорации с учетом их долговечности, прочности и местного климата?
— Это было бы возможно. Как минимум пять-семь лет они простояли бы без необходимости реконструкции, затем потребовалось бы сделать хотя бы небольшие фундаменты. Но повторюсь: все стоит своих денег.
Декорации к фильмам, которые можно посетить
1.
«Тихий Дон»
В 2017 году из декораций к экранизированному роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» в Ростовской области, который снимали в 2006 году, сделали музеем под открытым небом.
2.
«Тихий Дон» (телесериал)
Также в Ростовской области (хутор Калининский) сохранились декорации к сериалу Сергея и Фёдора Бондарчука «Тихий Дон», который снимали с 1992 по 2006 год.
3.
«Звёдные войны»
В пустыне Сахара (Тунис) сохранились декорации к фильму «Звёдные войны» Джорджа Лукаса и пользуются большой популярностью у туристов.
4.
«Викинг»
В Крыму сохранили декорации к фильму «Викинг» Андрея Крачвука, и они тоже пользуются туристическим спросом.
5.
«Орда»
В Астраханской области декорации к фильму «Орда» режиссёра Андрея Прошкина тоже не стали разбирать, и они стоят с 2010 года.
6.
«Хороший, плохой, злой»
В итальянской провинции Альмерия был построен городок в стиле Дикого Запада к фильму «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Сейчас это парк развлечений под названием Mini Hollywood или Oasys.
7.
«Властелин Колец»
Дома хоббитов из «Властелина колец» Питера Джексона стали подарком туристической индустрии Новой Зеландии. Декорации под открытым небом, сооруженные для съёмок, специально укрепили, чтобы они могли выдерживать потоки туристов.