«Приюты для собак надо приближать к людям, а не прятать». Зоозащитник – о проблеме бездомных животных
После страшной находки в посёлке Комсомольском белгородская общественность и власти всерьёз обеспокоились судьбой бездомных животных. Губернатор Евгений Савченко сообщил, что в селе Берёзово Белгородского района к лету этого года построят приют для бездомных животных.
Журналист Go31 узнала у председателя белгородского общества защиты животных «Преданность» Галины Стебловской, чем новый приют должен отличаться от того, что есть сейчас.
– Галина, какая сегодня в Белгородской области обстановка с приютами для бездомных животных?
– У нас нет приютов, есть два пункта содержания животных – пансионат временного содержания Белгороде на улице Промышленной (он рассчитан на 60 мест) и в Старом Осколе пункт передержки, который сейчас назвали приютом – там порядка 110 мест.
– Сколько в Белгородской области в прошлом году было зарегистрировано бездомных животных?
– Я делала запрос в региональный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Чиновники дают цифры, которые предоставляет им организация по отлову бездомных животных. Но здесь могут быть сложности с подсчётом. Бывает примерно так. Фирме нужно, скажем, отловить 600 собак – они такую цифру и выдают. Чтобы освоить деньги тендера. Потом цифры суммируются, и получается общее количество животных. Но мы думаем, бездомных животных меньше, чем считается. Компании, которые занимаются отловом, часто уничтожают и домашних животных на самовыгуле. К нам много раз обращались люди, которые не могли найти своего питомца после того, как в районе их дома был проведён отлов.
– Как же тогда добыть адекватную цифру?
– Мониторинг должны проводить специальные институты. Тогда будут реальные цифры. Проблема очень сложная для решения, поэтому необходим комплексный подход и постоянный контроль. Тогда нас ждет успех. Вообще, сегодня проблема с животными без владельцев решена только в нескольких странах Северной Европы. Остальные ещё на пути её решения.
– Очевидно, в пункт временного содержания Белгорода животное попадает не навсегда. Что происходит с ним потом?
– Оно поступает туда, либо из отлова, либо владельцы сами сдают своих животных, которые им надоели. И, когда в этих пунктах заканчиваются места, и нет больше возможности животных подселять, тех, кто там находится, просто усыпляют. Сотрудники этих пунктов содержания руководствуются старым постановлением Совета депутатов от 2005 года, которое благодаря усилиям зоозащитников было отменено в 2012 году. По старым правилам было так: если животное бездомное, его усыпляют через десять дней, если есть признаки, что оно домашнее – жетон, ошейник – усыпляют через месяц. Сейчас это противозаконно.
– Кто в Белгороде занимается отловом?
– В Белгороде – муниципальное предприятие «Белгорблагоустройство». Пансионат на Промышленной – их структурное подразделение. Но они почему-то в тендерах не участвуют. А вообще по области отловом занимаются компании, которые выигрывают конкурс на предоставление этой услуги: на отлов, на содержание и транспортировку животных. В департаменте ЖКХ нам пояснили, что всего таких компаний в области девять. И ни одна из них новым требованиям закона полностью не соответствует.
– Как должен работать новый приют?
– По нашему мнению, он должен решать целый комплекс задач. Это и вакцинация животных от бешенства, и полный ветеринарный осмотр, и оказание помощи больным животным, и стерилизация. Схема работы с бездомным животным должна быть такая: отловили, вакцинировали, стерилизовали, зарегистрировали в базе, надели бирочку с номером на ухо, вернули животное туда, откуда его забрали. А возможно – нашёлся старый владелец, или животное забрали в новую семью, или собака осталась жить в приюте, поскольку её по каким-то причинам выпускать на прежнее место обитания нельзя (инвалид, кусачая или забирали с территории детского сада – там, где животным находиться нельзя). Это не мы придумали. У нас основной метод регулирования численности животных прописан в федеральном законе и называется «ОСВВ»: отлов, стерилизация, вакцинация и возврат в место прежнего обитания животного.
– Сколько животных должен вместить приют?
– Приют не должен быть большим, накопление собак с целью последующего усыпления – не его задача. Оптимальным будет приют, рассчитанный на 100-150 мест. Тогда у персонала будет возможность индивидуально заниматься с животными.
– Есть ли у вас на этапе обсуждения проекта разногласия с ветнадзором и управлением архитектуры Белгородской области?
– Проект, который мы видели, ещё в стадии концепции. Но нарисовано всё, что нужно. Там по плану есть операционная, карантинная зона, инфекционное отделение, вольеры для собак и для кошек. Предусмотрены специальные холодильники для умерших, погибших собак (в дальнейшем их должны передавать на утилизацию; по закону животных нельзя закапывать в землю). Всё правильно заложено. Видно, что работу проделали серьёзную: и закон изучили, и опыт приютов, как они работают в Америке и в Европе.
– Как вы думаете, село Берёзово – подходящее место для строительства приюта?
– Село Берёзово – это фактически заброшенная деревня. Места достаточно много, и даже есть площадки для расширения приюта, если это понадобится. Но вот находится Берёзово в 30 километрах от Белгорода, а транспортного сообщения нет. Вопрос в стадии обсуждения, предполагается, насколько я знаю, пустить туда общественный транспорт два раза в сутки. Но этого мало. Понимаете, это социально значимый объект. Такие центры надо приближать к людям, а не прятать. Это не для собак нужно сделать, а для нас. Это воспитание культуры обращения с животными. Приют должен быть доступен для молодёжи, для пенсионеров, для семей, у которых нет машины. Люди должны иметь возможность при желании приезжать, помогать животным и сотрудникам. На мой вопрос, почему так далеко от города, ответили, что из-за запаха. Но если есть запах – значит, что нарушаются санитарные нормы. Сильного запаха в приютах быть не должно. В Праге только в черте города 12 приютов. И там никто не жалуется.
– Как должен быть оборудован приют, чтобы в нём было легче поддерживать чистоту?
– Как минимум в помещениях все поверхности должны быть гладкими и не впитывающими. Чтобы мыть и дезинфицировать их было легко. Скорее всего, это должна быть плитка. Цементный пол не подойдёт, разве что в уличных вольерах. У цемента пористая поверхность, и при не очень тщательной уборке запахов не избежать.
– Как обычный белгородец может помочь животным, оказавшимся в приюте?
– Как минимум – пожертвованиями. Плюс корм, амуниция, лекарства. Но самое главное – забирать животных из приюта в свои семьи! Будет важно любое участие – если есть желание у горожан, можно будет приходить в свободное время и помогать, забирать животных на социализацию, особенно щенков. Приют, каким бы хорошим он ни был, не имеет возможности социализировать щенков. А когда они растут с собаками, они начинают ориентироваться на собак, а не на людей. Без участия людей приют просто не может жить.
Беседовала Евгения Половнёва