Человек, который построил самолёт
Сергей Хорунжий живёт под Белгородом, в селе Терновке. Он руководитель авиационного клуба. В глубинку переехал пять лет назад – в малогабаритной квартире в Белгороде уже не вмещались все собранные им экспонаты.
Выбор
По словам Сергея, главное для него на новом месте – просторная мастерская.
– В квартире передвигаться приходилось по стеночке, – улыбается он, – всё пространство было заполнено техникой. Мы с женой продали квартиру, стали искать жильё в деревне. Я влюбился в дом в Терновке с первого взгляда, увидев во дворе современный вместительный гараж. Сразу понял – там будет моя мастерская.
Две любви
С детства у Сергея было две больших любви: музыка и авиация. Он собрал ВИА «Радуга», когда учился в начальной школе. Сам играл на гитаре, сделанной из разделочной доски. В группе был барабанщик, колотивший по вёдрам и кастрюлям, и клавишник с ящиком. Концерты музыканты обычно устраивали в огороде. Первую настоящую гитару подарил крёстный, поняв, что детское хобби у парня не прошло.
Увлечением самолётами заразил тот самый друг-барабанщик, он клеил авиамодели. Сергей попробовал, ему понравилось. К девятому классу вся его комната была завешана авиамоделями – от маленьких до метровых в размахе.
Две большие любви никогда не мешали друг другу. Наверное, небо и музыка как-то связаны между собой. Дипломы, выданные за победы в песенных конкурсах, соседствуют с благодарностями и грамотами за участие в мотоконкурсах и авиавыставках.
Клуб авиаторов
Сергей служил в десанте, там проходил лётную подготовку. Одним из первых начал заниматься воздухоплаванием в Белгороде. Летал на планере, параплане, участвовал в выставках «Автомотоэкзотика». Вместе с товарищами придумал установить печку в кабине планера, чтобы можно было летать и зимой. Если стёкла не запотевают, планировать можно даже в самый сильный мороз. Сейчас Сергей работает в ДОСААФе инструктором по военно-патриотическому воспитанию и по совместительству – авиационным техником, обслуживает самолёты, готовит их к вылету. А его мастерская в Терновке объединяет всех неординарных, талантливых людей, связанных с авиацией. Таких в Белгородской области немало. Существует даже неформальный клуб бывших и нынешних авиаторов, дельтапланеристов, лётчиков, энтузиастов самолётного дела: кто-то служил в военной авиации, кто-то летал в гражданской, кто-то в малой. Все летуны с семьями, детьми собираются на слёты сверхлегкой авиации в Чернянке. Они проходят весело, с музыкой, файер-шоу, и длятся несколько дней.
Музей-мастерская
Сегодня в коллекции Сергея – настоящие раритеты эпохи расцвета советского самолётостроения. В его мастерской словно остановилось время. Плакаты на стенах декларируют, что «только в полёте живёт человек» и напоминают, что Гагарин – первый космонавт мира.
Хорунжий показывает приборы, которыми когда-то гордилась наша страна. Подфюзеляжный пилон снят с одноместного двухмоторного реактивного истребителя-перехватчика Су-9, одного из первых советских самолётов с треугольным крылом. На пилон подвешивается либо ракета, либо бомба – в этот момент в кабине лётчика загорается лампочка, бомба сбрасывается – лампочка гаснет. СУ-9, с которого снята деталь, был установлен в качестве памятника. Вандалы разрезали его на части и сдали в цветмет. Хорунжий выкупил пилон в пункте сдачи металла.
– Безумно жалко, когда такая техника уничтожается, это же результат работы целых институтов и научных центров, – говорит Сергей, – уникальное оборудование. Очень прочно всё сделано; марка стали, из которой производился самолёт, до сих пор засекречена.
Как лётчик
Есть в мастерской настоящий авиационный тренажёр, состоящий из штурвала и педали. Он даёт полную имитацию полёта. На экране компьютера можно увидеть все показатели, как при настоящем вылете. Авиасимулятор позволяет летать на всех видах самолётов – от «Сессны» до пассажирских «Боингов».
Интересно посмотреть на высотные костюмы лётчиков-истребителей. Благодаря пневмотрубкам, идущим по бокам рукавов, штанин и по спине, компенсируется эффект резкого перепада давления в кабине летательного аппарата. К воздушной системе самолёта подключается штуцер. При подаче воздуха пневмотрубки увеличиваются в диаметре, натягивают тесёмки, которые стягивают оболочку комбинезона, и создают механическое давление на тело.
Можно даже примерить гермошлем лётчика, и почувствовать себя настоящим покорителем неба.
Подарок от Брежнева
А ещё в мастерской есть уникальное оборудование – части авиационного тренажёра первого серийного истребителя, летающего на сверхзвуковых скоростях – МИГ-17. В комплект входят система управления, приборная доска, ручка управления двигателем. На подобном тренажёре учился летать первый космонавт Юрий Гагарин.
С появлением этого тренажёра связана своя история. Около сорока лет назад, когда белгородский авиационный клуб ещё не был переименован и назывался «Школа юных лётчиков и космонавтов», тогдашний руководитель написал письмо генсеку КПСС Леониду Брежневу с просьбой помочь материально.
– Проходит какое-то время, и вдруг телеграмма, – рассказывает Хорунжий. – Читаем: «Вам отправлен груз по железной дороге. Встречайте». Никто, конечно, не понимает, что происходит, но в назначенное время приезжаем на железнодорожный узел. Оказывается, пришли вагоны, а в них – четыре тренажёра МИГ-17. Все ахнули, когда увидели, что нам прислали по распоряжению Брежнева: супертренажёр, с полностью закрытой кабиной самолёта, пультом инструктора – всё это создаёт полную иллюзию полёта по приборам. В то время это было уникальное оборудование. Не потеряло своей актуальности оно и сейчас.
От модели – до самолёта
Увлечение авиамоделированием осталось у Сергея на всю жизнь. Просто масштабы изменились. Недавно ему принесли чертёж самолёта АН-2, он в длину около двух метров, Сергей собирается заняться его сборкой в следующем году.
А самое любимое его детище – одноместный самолёт гаражной постройки. Длина – около пяти метров, вес – порядка 200 килограммов. Начинал его делать другой конструктор, Сергей завершил работу.
– Главное в постройке самолёта – точность, тут пришлось поработать, – признаётся Хорунжий, – изготавливался он из доступных материалов, не авиационных. Двигатель из снегохода «Буран», их, кстати, использовали в сверхлёгкой авиации в течение многих лет. Наш самолёт поднимался в небо, мы проводили лётные испытания. Пришли к выводу, что необходимо увеличить мощность двигателя и доделать шасси – слишком жёсткая посадка. Но детям самолёт нравится. Я его выставляю, они в нём с удовольствием играют.
Когда говоришь Хорунжему, что он счастливый человек, он не спорит. Редко у кого совпадают работа и хобби. Сергей верит, что самое необычное приключение ждёт его впереди.
Виктория Передерий
Фото: Владимир Щекалов