Татьяна Аушева: Школы и больницы хуже всего защищены от фальсификата
По словам руководителя белгородского управления Россельхознадзора, фальсификат проникает в школы, детские сады и больницы через формальные бреши российской системы госзакупок.
Процент фальсификата по сравнению с прошлым годом падает, но он ещё достаточно большой в части именно бюджетных учреждений. С этим нужно справиться, потому что в противном случае это просто дискредитация государственной власти,
– говорит Татьяна Аушева.
В последнее время в России находят множество предприятий-фантомов. Это организации, которые существуют только на бумаге. По сути они занимаются легализацией и продажей контрабандных товаров.
Главная опасность в том, что такие продукты не проходят никакого контроля на качество, а значит – могут быть опасны для здоровья покупателей. Среди потребителей таких продуктов регулярно фигурируют бюджетные учреждения. Сама процедура торгов не предполагает дополнительного контроля качества. Выбирать производителя «вручную» нельзя – это ограничение конкуренции.
У нас сегодня в системе закупок основной критерий – цена. А мы же понимаем, что качество и цена – две категории, которые нельзя разделить. И как бы ни прописывал госзаказчик требования в конкурсной документации, он не может заглянуть внутрь,
– говорит Татьяна Аушева.
При этом, например, оптовики вольны выбирать поставщиков по своему вкусу. Проверить контрагентов на фантомность сейчас достаточно просто. Для этого существуют электронные базы Россельхознадзора – например, система «Цербер».
Но зачастую коммерсанты предпочитают продавать «левые» продукты, платить штрафы (сравнительно небольшие) и дальше заниматься тем же самым. В этой сфере нередки рецидивы.
Отделяют фальсификат от настоящих продуктов с помощью лабораторных исследований в межобластной ветлаборатории в Белгороде. В 2019 году специалисты проведут порядка 40 тыс. исследований этого профиля.