Нерыночное лобби. Белгородские ЧОПы продолжают жаловаться в ФАС на ограничение конкуренции
Руководитель белгородского управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Ширков в беседе с журналистом Go31 рассказал о лоббировании региональными чиновниками интересов охранных организаций.
– Алексей Викторович, расскажите, пожалуйста, о сути проблемы с ЧОПами.
– В последнее время участились обращения к нам от охранных организаций. Они жалуются на то, что заказчики при проведении конкурсов на выполнение услуг по невооружённой охране объектов требуют, чтобы предприятие состояло в Ассоциации охранных организаций Белгородской области.
– Насколько я понимаю, в законе такая норма не прописана.
– Всё, что по закону необходимо охранной организации – иметь лицензию. В законодательстве требований об участии в каких-либо некоммерческих организациях и партнёрствах нет.
– Уточню: речь идёт именно о невооружённой охране?
– Да. То есть в случае каких-то серьёзных нарушений на режимном объекте сотрудники ЧОПов вызывают представителей Росгвардии, полиции.
– Сколько всего ЧОПов в области и сколько из них оформили членство в ассоциации?
– По имеющимся данным Росгвардии в Белгородской области зарегистрировано 213 охранных организаций. В региональной ассоциации состоят около 50.
– Как мотивируют бюджетные учреждения своё решение об ограничении конкуренции?
– Поручениями начальства. Руководство департамента здравоохранения Белгородской области, скажем, напрямую направляло поручения подведомственным организациям заключать договоры только с членами белгородской ассоциации охранных организаций. Это было письмо с поручениями.
– Но ведь очевидно, что такие рекомендации незаконны. Торги должны проводиться на конкурентной основе.
– Тем не менее, многие включали это требование в конкурсную документацию. И ограничивали достаточно большой круг потенциальных участников аукциона. То же самое происходило и со школами.
– Какими?
– В частности – школами посёлков Майский и Дубовое. В конкурсной документации тоже были прописаны ограничения – чтобы охраной учреждений занимались только члены региональной ассоциации.
– Что предприняла ФАС в качестве санкций?
– До санкций не дошло. 6 мая вы вынесли предупреждение руководству департамента здравоохранения. В июне – предупреждение в адрес правительства Белгородской области. Второе было связано как раз с нарушениями в сфере образования.
– Меры оказались действенными?
– Письма с поручениями, ограничивающими конкуренцию, отозвали. Для этого в медицинские и образовательные учреждения были направлены письма с разъяснениями противоположного характера. А вот если бы предупреждения не были исполнены, то нарушителям грозило бы административное наказание по статье 14.9 КоАП РФ, вплоть до дисквалификации должностных лиц.
– А заключали ли после этого белгородские больницы и школы договоры с ЧОПами – не членами ассоциации?
– Да, заключали. Мы обсуждали это на заседании комиссии. С другой стороны, сейчас поступили жалобы на действия ГУП «Белгородский водоканал». Поступило три жалобы: одной белгородской охранной организации и двух иногородних. Причём это вполне зарекомендовавшие себя участники рынка. В частности, охранная организация из Воронежа «Патруль» имеет представительства в разных регионах России и штат до тысячи человек.
– Основание жалоб было таким же, как в случае больниц и школ?
– Да, в конкурсную документацию включили требование о членстве в региональной ассоциации охранных организаций.
– Какие меры приняты в отношении водоканала?
– 21 октября мы выдали им предписание отменить все протоколы, которые были приняты в ходе закупки, и провести заново всю процедуру. Предписание исполнено.
Напомним, что Ассоциацию частных охранных организаций Белгородской области возглавляет бывший начальник управления полиции по Белгороду Юрий Хлудеев. Недавно в интервью Go31 он высказал своё мнение относительно поведения силовиков на акциях протеста.