Илья Варламов: В отличие от зажравшегося москвича, дворники ценят время и ездят на велосипедах
Недавно московский блогер-урбанист Илья Варламов побывал в Белгороде и поучаствовал в обсуждении вопросов развития велоинфраструктуры областного центра.
О привычке
Формирование велоструктуры – вопрос не одного года. Водители должны привыкнуть к велосипедистам и начать их уважать. Пройдёт много лет, пока люди смогут безопасно отправлять на улицы детей на велосипедах.
О парках
Велодорожки в сквере или парке, чтобы люди просто ездили, отдыхали, вполне могут быть. Но это не должна быть транзитная сеть. Основная задача создания велодорожек – построить сеть, альтернативную автомобильной. Основная проблема велодорожки в парке – она слишком привлекательна для пешехода. А велоинфраструктура не должна быть привлекательной. Она должна быть логистически удобной.
О разметке
Первые велодорожки в городе – это просто вопрос разметки. Лучшая велодорожка в Москве – полоса по Бульварному кольцу. Она пользуется успехом и при этом супердешёвая. В плане создания эффективной инфраструктуры это самое простое решение. Когда вы начинаете создавать в Белгороде велодорожки какими-то дешёвыми методами, просто отгрызая их от проезжей части, вы помогаете выйти на улицы самым смелым велосипедистам. И постепенно, когда у вас количество велосипедистов увеличится, можно делать более основательную велоинфраструктуру.
О начале
Вначале пересаживаются на велосипеды те, кто умеет считать свои деньги. В той же Москве с развитием сервисов доставки еды это гастарбайтеры и курьеры. Им плевать, какая погода: снег или дождь. Главное – заработать свои сто рублей с заказа. Потом к ним присоединяются люди, не имеющие возможности ездить на своём автомобиле – молодёжь, студенты и пенсионеры. Как ни странно, на велосипедах разъезжают дворники. В отличие от зажравшегося москвича, готового простоять два часа в пробках, они ценят свое время.
О здоровье
Для людей старшего поколения велосипед – это не только способ супердешёвого передвижения, но и мегакруто для здоровья. Бабушка не поедет по краю проезжей части, но как только вы построите удобные велодорожки, количество таких бабушек сразу увеличится в десятки раз.
О повороте
Разрешённый поворот для автомобилей при красном сигнале светофора – серьёзная проблема для велосипедиста, пересекающего перекрёсток. Решений тут два: или поднятие перехода, или лежачий полицейский. Последнее предпочтительнее. Если взять западный опыт, то они пошли по пути ограничения скорости движения в городах.
О ритуале
Большинство жителей многоэтажных домов не пользуется велосипедом из-за проблем с хранением. Они катаются на велосипеде по праздникам, потому что спустить его, скажем, с восьмого этажа – целая история. В моём детстве спуск велосипеда с балкона тринадцатого этажа типовой панельки, когда попадало от мамы веником за то, что запачкал колёсами ковёр, превращался в настоящий ритуал.
О местах
Классно, когда в городах часть обычной парковки отдают велосипедистам, показывая, что один велосипед занимает в десять раз меньше места, чем машина. Для любого двора тоже можно разработать типовой велогараж или весёленький такой, жёлтый или оранжевый, велосипедный бокс. Жители дома распределят между собой места, получат ключи и смогут хранить там транспорт.
Об ИЖС
Для жителей больших городов, особенно их окраин, частного сектора, велосипед – это транспорт «последней мили», альтернатива личному автомобилю. Скажу больше: это средство, которое поможет решить транспортную проблему в тех же районах ИЖС, где ещё нет развитой транспортной инфраструктуры. Должны быть некие условные точки, на которых будут собирать жителей и отвозить их в центр. Три-пять километров от дома человек проезжает на велосипеде до магистрали или железнодорожной станции, там оставляет его, и дальше передвигается на общественном транспорте. Возвращается, берёт велосипед и проделывает обратный путь.
О защите
Если бы у людей была стопроцентная уверенность в безопасности велосипеда во время стоянки, многие бы уже сегодня так и добирались бы на работу. Где хранить транспорт? Варианты могут быть разные. Например, закрытая парковка, бокс, закрывающийся на магнитный ключ. Устанавливается видеокамера, освещение, мимо проходят люди – всё это создаёт опасность для потенциального вора. Если мы говорим о вокзале, аэропорте или другом крупном узле, можно посадить туда охранника с кроссвордом и дошираком или пенсионерку с вязанием, которые будут выдавать эти велосипеды. Попробуйте в качестве эксперимента сделать такой бокс в районе аэропорта.
Об оплате
Вначале парковка бесплатна, потом вводится символическая сумма. Взять ваше велособщество. Я думаю, вы знаете в лицо всех этих десять человек, несложно организовать для них какие-то членские билеты, небольшие взносы, чтобы поддерживать работу бокса. В мире много примеров, как это работает. Например, в Москве ты по билету парковки можешь ехать бесплатно в метро. А вся Голландия работает по простому принципу: ты ставишь машину на парковку и получаешь бесплатно велосипед. Как только на улицы выйдет достаточное количество велосипедистов и появится спрос на безопасные парковки, они сразу начнут развиваться.
Виктория Передерий
Фото автора