Илья Варламов: Проблема Белгорода – в «сексуальных» велодорожках
19 октября московский блогер-урбанист Илья Варламов вновь посетил Белгород. На этот раз – чтобы обсудить концепцию создания велоинфраструктуры в городе.
Перед встречей специалист по организации городского просранства вместе с сотрудниками «Белгородоблпроекта» проехал по городу на велосипедах. Свои впечатления от поездки блогер озвучил на диалоговой площадке «Точка кипения». Участники дискуссии могли задать вопросы гостю и высказать свои пожелания.
На встрече вице-губернатор Белгородской области Евгений Глаголев подтвердил обещание сделать Белгород велосипедной столицей.
По словам директора «Белгородоблпроекта» Романа Золотарва, 7 % белгородцев ездят на велосипедах в летнее время, 1 % - постоянно использует его как вид транспорта. Целых 59 % жителей региона готовы пересесть на велосипеды при условии создания в городе разветвлённой велоинфраструктуры.
По мнению проектировщиков, разрешённые в Белгороде 80 километров в час для автомобилей создают опасность для движения велосипедистов.
Общая длина велодорожек в областном центре – 22 километра. Специалисты обещают, что к 2024 году протяжённость велодорожек должна дойти до 101 километра. Но в идеале, по мнению проектировщиков, эта цифра должна совпадать с протяжённостью всей дорожной сети, то есть составлять около 600 километров.
Как выяснилось, склонностью к гигантомании обладают не только белгородские чиновники. В качестве антипримера Илья Варламов привёл историю, как Москва едва не стала мировой столицей велосипедистов. Несколько лет назад департамент ЖКХ города отчитался, что открыл самую длинную в Европе велодорожку. А потом стали говорить, что в Москве создана ,практически самая крупная велосеть. Оказалось, что чиновники изменили законодательство и решили полосы для автобусов считать велодорожками.
«Первая ошибка – эффективность инфраструктуры нельзя мерить в километрах, – заявил Илья Варламов, – она измеряется в количестве грамотных пересечений. В Белгороде сегодня нет ни одного грамотного пересечения велодорожек с дорогами и переходами. Если мы делаем дорожки не для отчётов, а для реального потребителя, то бессмысленно считать километры, пока не решён этот вопрос».
Главная проблема Белгорода сегодня, по мнению Ильи Варламова – конфликт пешеходов и велосипедистов. Всё потому, что делаются очень «сексуальные» велодорожки, которые выглядят привлекательно для любого гуляющего белгородца. Неудивительно, что пешеходы выбирают именно их, поэтому столкновения неминуемы.
«Велоинфраструктура – это совершенно отдельная история, – говорит Варламов, – как есть пространство для автомобилей, пространство для пешеходов, так и должно быть собственное пространство для велосипедистов. И пространство для велосипедистов – это не то, что мы отбираем у пешеходной зоны или автодороги».
Ситуацию с белгородской велоинфрастуктурой блогер охарактеризовал так:
«Сейчас вы по трубам с холодной водой пытаетесь пустить горячую и удивляетесь, что на выходе получаете тёплую».
Участники встречи обсудили возможность увеличения пропускной способности для вклосипедистов моста, соединяющего центр города и Харьковскую гору. Варламов предложил рассмотреть опыт Бруклинского моста: в нём одна сторона используется как пешеходная зона, другая – как двусторонняя велодорожка.
Горячую дискуссию вызвали и другие насущные вопросы для белгородских велолюбителей: места безопасной парковки и хранения транспортных средств, создание велостоянок, возможность безопасно добираться на работу на велосипеде в любое время года, возможность соединения в единую велотранспортную сеть Стрелецкого и Белгорода, проведение велодорожки от Спутника в центр города.
Виктория Передерий
Фото автора