Мафия засыпает, город просыпается. По Белгороду ездит таксист из фильма Мартина Скорсезе
Работа в такси — самая романтичная и располагающая к созерцанию. Сомневаетесь? Почитайте наше интервью с белгородским таксистом Александром Михайловым. Он рассказал Go31, сколько зарабатывает, как наблюдает за жизнью города, чем ему близко творчество Мартина Скорсезе и что спросил бы у Путина, если бы тот заказал у него поездку. Александр Михайлов — БГ в мире такси. Если вы понимаете, о чём мы.
— Ты почти год работаешь таксистом, тяжело целыми днями за рулём?
— Поначалу было тяжело, особенно зимой. Каждый заезд в какой-то двор — это целое приключение. Ты не знаешь, заденешь кого-то бампером или оторвёшь что-нибудь в сугробе, невозможность развернуться.
— То есть, ты согласен с концепцией, которую задействуют в западных странах, а в России продвигает урбанист Илья Варламов — во дворах не должно быть машин.
— Я согласен. Лучше парковочные карманы снаружи домов, а во двор лучше не соваться, пусть там дети гуляют. Да и вообще просто опасно – тебе нужно перейти дорогу, а там какой-то лихач несётся, а дорога прямо во дворе. Я живу в частном доме, но за время работы в такси насмотрелся: так обидно за детей, что в этих дворах живут. Что ни двор, то парковка.
— Да и вообще людей жалко, которые там живут. Могли бы на спортплощадках заниматься, барбекю жарить, а вместо этого машины.
— Да людей мне не сильно жалко, а детей жалко.
— Навигатор — удобная штука?
— Иногда не знаешь, куда ехать. Навигатор выстраивает маршрут не всегда правильно и логично, эта машина всех нюансов не знает. Ведет в тупик, делает крюк, когда можно срезать. Для нетаксиста эти вещи кажутся неочевидными.
— В Белгороде всё больше людей пользуются такси?
— Да, всё больше белгородцев пересаживаются на такси. При цене на автобус в 20 рублей, а скоро будет 25, такси по городу стоит в среднем 100 рублей. Если втроём с работы едете, то дешевле выйдет, особенно если с пересадками домой добираться. Часто люди с Крейды (промышленный район Белгорода, — Go31) вскладчину ездят из центра.
— С тобой происходили жуткие истории, которые могли отвернуть от профессии?
— Приходилось наркоманов возить, которые закладки ищут. Один раз это были просто упоротые студенты, а в другой раз — дно общества. И было довольно страшно. Я немного времени с ними провёл, это ребята, для которых уже либо расплатиться со мной, либо отвёртку в шею воткнуть — особой разницы не составляет.
— Довёз и перекрестился?
— Демонстрировал оптимизм, поддерживал общение. Мы мило пообщались, я дал им зарядку, раздавал интернет, потому что на их телефонах он кончился. Не могли скачать фото, где закладка лежит.
— Они тебе сказали, где закладка?
— Нет, я просто знаю всю технологию, сделал выводы. Они не сказали, конечно, что ищут наркотики. Долгая была история, двух я вначале вёз в наркодиспансер, откуда они забирали девушку, которую туда привезли ночью с улицы Конева, где она танцевала голая во дворах. Они долго ругались в машине, обещали её побить. А потом все вместе ехали искать закладку где-то на Крейде. А потом я их вёз домой на Болховец. Мы накатали рублей 600. Они мне отдали 500 рублей, а потом главный из них сказал: вот тебе телефон этой шлюхи, вечером придёшь, вернёшь телефон, и я тебе отдам 100 рублей. Я сказал, не надо телефона, я так приеду. Конечно, я никуда не поехал, потому что с такими токсичными ребятами второй раз встречаться не захотелось.
— Можно как-то обезопаситься от таких клиентов?
— Нет, это невозможно. Весь сервис построен на том, чтобы я не имел возможности выбора или крутить носом перед клиентом, я обязан выполнять любые заказы.
— Приложение «Яндекс. Такси» для водителя удобное?
— Да, в нём есть своя логика, оно хорошо работает. Благодаря ему сервис такси вышел совсем на другой уровень. Я как винтик в такой большой электронной машине под названием «Алиса». Она не просто для меня собеседник, а непосредственная начальница.
— Ты с ней подружился?
— Я стараюсь её не расстраивать.
— Если она расстроится, что произойдёт?
— Там много различных вариантов кнута. Есть гипотетические пряники, но на самом деле больше вариантов, когда тебя накажут, если не хочешь выполнять заказы или ищешь более выгодные для себя.
— Как могут наказать?
— Есть система баллов, рейтинг. Если он падает ниже определённой отметки, я перестаю работать на две недели.
— Прямо как в сериале «Чёрное зеркало» с рейтингами. Была такая серия Nosedive, где люди живут в мире, в котором все друг другу ставят оценки, и от этого зависит их доход на работе и вообще уровень жизни.
— Да, тут всё очень похоже. Немножко такой киберпанк.
— Интересно, да?
— Да, мне нравится. При этом в такси мне подходит график, которого нет на других работах. Я могу выйти в любое время — вечером, утром, могу вообще день не работать. Я сам себе хозяин совершенно. Работа не сильно высокооплачиваемая, если не напрягаться, то это 30 тысяч рублей в месяц, если хорошо работать — 40 — 45. А теоретический предел — 60, если вкалываешь по 12 часов без выходных и везёт с заказами.
— Не жалко свою машину убивать в такси?
— Я специально для этой работы купил машину попроще за 150 тысяч. И в общем доволен.
— Опыт водительский учитывается при приёме на работу?
— Совершенно не учитывается, есть права — иди работай. Первые месяцы было тяжело, потому что я брал арендную машину. Сначала нужно отработать деньги за неё, а только потом, часов через 8 — 9 работаешь на себя. 1000 рублей в день — это самая дешёвая машина, а так и 1300, и полторы тысячи.
— Говорят, белгородцы злые. Белгородцы-пассажиры — злые?
— Да разные все. Но пьяный белгородец, это, конечно, особая песня. Иногда приходится с ними дело иметь. Хорошо, что я не работаю ночью, иначе бы у меня нервов не хватило всё это терпеть. Ездят и студенты на пары, иностранные студенты существенная часть трафика. Бабульки ездят в поликлиники. Всякие успешные люди, женщины на ноготочки, мужчины из СТО. Бывает, и богатые мажоры садятся. Удивительно, что они берут эконом-класс. Потому что у меня, бывает, в машину садится рыбак, который всё утро рыбачил и едет пьяненький, прямо в машину ставит коробку с рыбой. А потом после него садится какая-нибудь фифа, надушенная «Диором» и жалуется. У меня ответ один — закажите «комфорт», и тогда я, возможно, к вам не приеду.
— Недавно была история, разуменского таксиста наркоман убил. Страшно?
— Что поделать, никто от этого не застрахован. В Белгороде ездят 3,5 тысячи такси. И вот поэтому я не работаю ночью. За ночь наберётся столько историй, сколько не наберётся днём за месяц.
— Что коллеги говорили про это убийство?
— Среди яндекс-таксистов какого-то комьюнити нету. Сильно между собой не общаемся. Есть классические таксопарки вроде «Городского такси», там между собой общаются, там есть что-то вроде профсоюза.
— Что касается профсоюза. В этом году были забастовки яндекс-таксистов, ты участвовал?
— Я заранее скептически к этому отнёсся, потому что забастовка из 30 машин никакого значения не имела. Сервис «Яндекса» работал, и никто на себе этой забастовки не заметил, она не имела веского значения. Чтобы изменилась цена, наверное, должны договориться несколько таксопарков, они могут как-то повлиять, наверное, на «Яндекс».
— Это же будет картельный сговор.
— Стоимость проезда на общественном транспорте поднимается же. Это решают депутаты, но их кто-то попросил об этом.
— Люди будут всё равно пользоваться тем, что дешевле.
— Наверное. Но сервис в цене поднимется, когда поднимется цена на бензин. Ну и следует ожидать, что цена на проезд в такси поднимется после повышения цены на проезд в автобусе до 25 рублей.
— Сколько денег с заказа получает таксист?
— Со 100 рублей 16 забирает себе «Яндекс», 1,5% — таксопарк. Всё остальное моё, ещё в месяц плачу таксопарку 2,5 тысячи рублей за лицензию таксиста. Если вычесть стоимость бензина, то со 100 рублей чистыми я имею 60. В день выходит 20-25 поездок.
— Нет ощущения дня сурка?
— Нет, в отличие от офисной или другой работы — всё время разные виды перед глазами. Я вижу город, могу остановиться попить кофе в любом месте, посидеть в парке, посмотреть на голубей. Я всё время держу руку на пульсе города, вижу, как он просыпается, как люди на работу спешат. Днём трафик успокаивается. Потом люди обедают, я наблюдаю город, небо, природу. Иногда работа вводит меня в транс, а пассажиры меня уже не беспокоят. Знаешь, когда рядом сидит чужой человек, как-то неловко. Эта неловкость у меня давно прошла, особенно, если люди сидят на заднем сиденье. Очень раздражают мужики, которые садятся на передние сиденья. Зачем ты мне нужен тут толкаться?
— Многие сейчас предпочитают ездить на заднем сиденье.
— Новое поколение более интровертно, сидят себе сзади спокойненько в телефоне, я им не мешаю и они мне.
— Ты работал в прошлую новогоднюю ночь, повторишь в этот раз?
— Не хочу. Денег можно заработать в два-три-четыре раза больше, но зачем? Ощущения праздника в новогоднюю ночь нет, везёшь людей, которые либо сильно торопятся и нервничают, либо сильно пьяненьких.
— Не пристаёшь с разговорами к пассажирам, как некоторые таксисты?
— Нет, у меня обратная ситуация. Я вежлив и не более того. Если человек не настроен на разговор, я не лезу. Если болтлив — я поддержу разговор, это часть моей работы. Считаю, что я должен знать всю новостную повестку города и рассказать человеку.
— Какой герой фильма тебе ближе — Роберт де Ниро из «Таксиста» Мартина Скорсезе или Даниэль из французского «Такси»? Мне кажется, что первый.
— Ты мой новый аккаунт в «Твиттере» видела? (на аватаре в аккаунте Александра Михайлова постер из фильма Скорсезе «Таксист», — Go31).
— Ой, не видела, подпишусь. Что ты скажешь Путину, когда повезешь его в такси?
— Ничего бы не спросил, с неприятными мне пассажирами стараюсь не разговаривать.
Беседовала Мария Литвинова