«Отменить домашнее задание и репетиторов». Станут ли доброжелательнее белгородские школьники
Тема повышения доброжелательности обитателей школ в Белгородской области обсуждалась на коллегии представителей сферы здравоохранения региона.
Замерить уровень
Как отметил первый заместитель начальника департамента образования области Николай Рухленко, педагогическое сообщество создаёт технологии замера уровня доброжелательности в учебных заведениях.
Нами разработаны чек-листы оценки доброжелательности в каждой школе и каждом детском саду. Чтобы школа стала доброжелательной, нужно изменить её суть, направить на душевное соприкосновение, на уважительное общение учителя и ученика, на создание позитивного имиджа каждой семьи и установить с ней позитивный контакт,
– говорит чиновник.
Отменить «домашку»
По словам заместителя председателя общественного совета при департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Александра Савченко, сами дети предполагают совершенно конкретные условия доброжелательной школы. И главное – отсутствие домашнего задания. Выполнение условия также приведёт к избавлению от института репетиторства.
Вот мы убираем эти две позиции на белгородском фоне. И появляется у нас доброжелательная школа. И больше не надо ничего. Гарантия стопроцентная – в любой школе росточки доброжелательности появятся,
– прогнозирует Александр Савченко.
Возродить продлёнку
По словам Николая Рухленко, педагогическое сообщество работает над решением проблемы трудных домашних заданий. Один из инструментов – создание школ полного дня. В них дети будут выполнять все письменные домашние задания.
И безусловно, мы уже определили меры по легализации репетиторства,
– добавил он.
Научить самостоятельности
По мнению вице-губернатора Белгородской области Наталии Зубаревой, школьники обязательно должны получать домашние задания. Польза такой формы обучения в том, что она предполагает самостоятельную работу детей. При этом репетиторы здесь только мешают.
Репетитора привлекают не для того, чтобы научить самостоятельно выполнять определённые объёмы работ, а подменять самостоятельность постоянным сопровождением,
– говорит она.
Тем не менее, считает Наталия Зубарева, нужно работать над тем, чтобы выполнение домашнего задания забирало у школьников не целый день, как часто бывает, а максимум полтора часа. Это прописано в санитарных нормах.
А когда вы им даёте всё, что не успели в классе, плюс в наказание это и это, потому что плохо себя вели на уроках – вот здесь начинаются проблемы,
– отмечает чиновница.
Запустить площадки
Предполагается, что в белгородских школах введут институт консультативных площадок для учеников. Они будут работать в течение определённого времени – например, с 15 до 16.30.
По сути это будут профильные классы (например, физики, математики, русского языка), где учителя отвечают на вопросы подопечных по домашним заданиям. Дети же будут при необходимости курсировать по кабинетам и задавать вопросы по своим «домашкам».
Ничего хитрого. Это всё уже было в советской школе при режиме продлённого дня. Мы не изобретаем велосипед. Мы просто приходим в некий мир бережливого производства внутри школы. Учим детей рассчитывать своё время и силы, планировать – учим самостоятельности,
– поясняет Наталия Зубарева.
Вернуть статус
По её мнению, репетиторы необходимы детям лишь в том случае, когда ребёнок нуждается в подготовке, предполагающей расширенные, надбазовые знания. Но подменять учителя репетитор не должен.
Мы сегодня напрочь исказили статус самого репетитора. Он у нас идёт в качестве подмены учителя. Вот этот класс, естественно, нужно будет не просто искоренять, а каким-то образом расставаться с ним,
– говорит вице-губернатор.
Легальное же и полезное для детей репетиторство, по её мнению, должно поощряться.