Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история
Экс-директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» Арсений Ашомко на Белгородском информационном форуме рассказал журналисту Go31 о своём видении развития социальных сетей.
О работе во «ВКонтакте»
Это было интересно в плане развития. Я понял, как устроен мир, устроены большие компании, их процессы, платформы. У меня были некие серые зоны, о которых раньше я мог только предполагать. Работая же во «ВКонтакте», я всё это видел и понимал. Всегда есть плюсы и минусы. Я по-другому взглянул на многие вещи, познакомился с людьми, с которыми вряд ли мог бы познакомиться где-то ещё. Мог бы я вернуться во «ВКонтакте»? Мы перевернули эту страницу. Даже если бы мне создали все условия – сложно представить эту ситуацию. Мы расстались хорошо. Но я не могу представить расклады, при которых мы можем быть друг другу полезны на этом этапе.
О возникновении идей
Идеи возникают по-разному. Изначально есть культура наблюдения за рынком. Есть обмен информацией внутри. Кто-то находит интересную мысль и кидает её в чат, идёт обсуждение. Бывает, идея изначально приходит со стороны. Например, от заказчика. Ты работаешь со звёздами, блогерами и у них есть сформировавшиеся потребности, и они говорят, чего им не хватает. Была история, когда идея родилась от запроса человека в службу поддержки со своим предложением. При этом идеи – это не жёстко формализованный процесс. В каком-то смысле это образ жизни, мысли. Ты всегда настроен на то, чтобы придумать интересное решение, выцепить, пробовать на зуб, понять, насколько это применимо к тебе – и реализовывать.
Об опыте
Все смотрят друг на друга вне зависимости от страны, территории. Интересные идеи могут рождаться везде. И если ты не следишь за этим – ты это пропускаешь. Пользуясь историческим опытом – все педантично просматривают всё, что попадает в их поле зрения. Это не только социальные сети – любые развлекательные, медийные, технологические проекты.
О лидере
Я не могу сказать, что лидер сейчас один. В мире это Instagram и YouTube. YouTube, правда, сильно специфичен. А Instagram – более классическая соцсеть. Но при этом у других соцсетей тоже есть свои плюсы. Например, Facebook. Хоть с ним и связано уже множество скандалов и разговоров о старении аудитории. Но мир выглядел бы по-другому без него. Включая банальные вещи – например, регистрацию через Facebook. Россию невозможно представить без «ВКонтакте». Вот без «Одноклассников» мир представить можно. Хотя технически это очень хороший продукт. Самой технологически продвинутой из соцсетей, на мой взгляд, является TikTok.
О свободе
С точки зрения юриста интернет сейчас во всём мире – зарегулированная история. Это палка о двух концах. С одной стороны, правильные лозунги, с другой – регуляция тормозит развитие. При этом я не вижу сильного отличия в России от того, что происходит с соцсетями по всему миру. В некоторых вещах мы более ограничены, но это опять же – смотря с кем сравнивать.
Я верю в историю свободного рынка. Есть много примеров, когда сама платформа себя ограничивает, а не власть. Яркий пример – музыка во «ВКонтакте». Много лет она была нелегальной, и существовали претензии к музыкальному сервису. В итоге музыка стала легальной – под воздействием рынка. Когда ты хочешь работать с крупными рекламодателями и не хочешь иметь имидж пиратской платформы, ты начинаешь договариваться.
О форматах продажи
На одном из мероприятий обсуждался вопрос о сохранности данных. Я считаю, что есть простая история, связанная с силой рынка. Например, у вас есть данные о том, что люди любят, куда ходят и так далее. Вы их можете продать. Но есть два формата продажи. Первый: один раз продать базу, и всё закончится. Второй: продавать не сами данные, а возможность их использования. По сути вы не отдаёте информацию, что и гарантирует сохранность этих данных, они не станут доступны третьим лицам. И это не законодательно урегулированный момент, а экономически.
О людях
Я не считаю, что люди – это товар, а соцсети – рынок. Нет, в данный момент такими категориями никто не мыслит. Но, если переводить в это понятие, то товар – это скорее время и внимание человека, которое он тратит на социальные сети. Хотя в любом случае к человеку на всех уровнях отношение уважительное. Потому что если ты относишься к этой работе с рыночной точки зрения, ты не сможешь делать хорошие продукты. Влияние пользователей на любые платформы колоссально. Поэтому ты должен удовлетворять осознанные и не осознанные потребности людей. Это довольно сложно сделать, если ты относишься к ним, как к товару.
Беседовала Наталья Головчанская
Фото автора