пчеловодство
23:17, 14 августа 2019 г.

Химия убивает. Гибель пчёл как следствие безнаказанности белгородских аграриев

пчеловодство

В «Белэкспоцентре» открылась XIII межрегиональная выставка-ярмарка «Медовый спас». Мы попросили её участников поделиться мнением относительно наиболее актуальной проблемы отрасли – массовой гибели медоносных насекомых в мае-июне 2019 года. Специалисты выяснили, что это случилось из-за химии, внесённой аграриями на поля региона.

Вера Теплоухова, село Червона Дибровка Шебекинского городского округа:

«С 2010 года занимаемся пасекой. На нашем подворье мы сталкивались с гибелью пчёл. У нас не вернулась лётная пчела, погибла в местах обработки растений пестицидами. В общей сложности отравилось 20 пчелосемей. Все данные собирал глава сельского поселения. Убытки нам никто не возместил. А обращаться в суд мы не стали. При этом если говорить об оповещении нас аграриями о будущих обработках полей инсектицидами, то этого просто нет. Нас никак не информируют».

Александр Бувалко:

«Моя пасека находится в селе Советском Алексеевского городского округа. У меня 33 семьи. Мёда в этом году меньше. Я думаю, это связано с холодной весной. С проблемой гибели пчёл в этом году мы не сталкивались. Рядом с нами хозяйство, занимающееся производством коровьего молока. Там проводят минимальную обработку зерновых пестицидами, поэтому все пчёлы целы».

Вячеслав Николенко, хутор Угрим Белгородского района:

«В мае и июне нам удалось отлично поработать. А вот уже в июле стало прохладнее, пчёлы работали, но не так активно. В итоге две качки было сделано. При этом мёда мы получили меньше, чем в прошлом году, тогда удалось сделать три качки. Пчёлы, к счастью, у нас не пострадали. Поэтому снижение количества мёда вызвано исключительно погодными условиями».

Сергей Агарков, Грайворонский городской округ:

«В этом году в нашем хозяйстве всё хорошо. А вот в прошлом всего за два дня погибло 50 семей. Мы никуда не стали обращаться. Рядом четыре крупных сельхозорганизации. Кому и что я докажу? Сейчас мне известно, куда в таком случае обращаться, а тогда я не знал, что делать. Сложно маленькому хозяйству предъявлять претензии крупным сельхозпроизводителям и искать правду. После гибели пчёл мне пришлось покупать 30 семей и заново начинать дело. Можно всё бросить, но я не могу без пчёл. Вообще было бы хорошо, если сами сельхозпроизводители были заинтересованы в пчёлах. Можно было бы заключать договоры на использование пчёл, как опылителей на определённый срок и это бы было выгодно и агрономам, и пчеловодам».

Екатерина Афанасьенко, Краснояружский район:

«Мы держим около 350 семей, у нас есть матковыводная пасека, наверное, единственная в Белгородской области. Вся семья занимается мёдом – дети и даже уже внуки помогают. У нас в Краснояружском районе не было проблем с гибелью пчёл из-за пестицидов. Нас предупреждали фермеры о предстоящих обработках полей инсектицидами, поэтому мы были готовы. Не могу сказать, что мёда в этом году много. На работу пчёл в большей степени повлияли перепады температур: холод сменялся резкой жарой».

Виктор Золотарёв, председатель общества пчеловодов Белгородской области:

«В прошлые годы мы уже сталкивались с проблемой отравления пчёл пестицидами, но в этом году оно стало массовым, явным. В некоторых районах, например, Новооскольскийом, погибло одномоментно множество пчёл. Люди начали обращаться с жалобами в общества пчеловодов, к главам сельских поселений, в Россельхознадзор. Но замечу, эта ситуация складывалась годами. Пчёлы погибали и в предыдущие годы, но это были не такие массовые случаи. Безнаказанность аграриев при применении ими пестицидов привела к тому, что они не боятся каких-либо мер наказания. Пчеловоды оказались в этой ситуации заложниками.

По сути наносится вред самой экологии – пчёлы только индикаторы экологического благополучия. Пчеловоды первые замечают, что с пчёлами что-то не так. Пчёлы – это не только мёд. Они опыляют цветущие сады, в связи с этим от них зависит урожайность многих продуктов. В нашей области многие сельхозпроизводители привлекают пчёл для опыления семенного подсолнечника. Мы, как общественная организация, ищем способы защиты пчёл и пчеловодов.

Главная проблема – что не соблюдаются установленные правила использования пестицидов сельхозпроизводителями, либо нарушается закон о пчеловодстве. Также это отсутствие информирования пчеловодов о проведении обработки пестицидами сельскохозяйственных культур, нет конкретных дат или своевременного оповещения.

Мы хотим предложить областную программу, в которую бы вносились данные всех сельхозпроизводителей и всех пчеловодов области. Информация была бы достоверной и имела бы двустороннюю связь. Это облегчило бы работу и агрономов, и пчеловодов. Но надо также в вопросе информирования учитывать и пчеловодов пожилого возраста. Зачастую они не имеют возможности пользоваться интернетом, их необходимо информировать через глав сельского поселения. Главный вопрос – что нужно снижать долю использования пестицидов в сельском хозяйстве».

Алексей Жепко, город Короча:

«На выставке просто море позитива. Утром освятили мёд, идут покупатели. У нас династия пчеловодов, уже третье поколение. С пестицидами мы не сталкивались, потому что находимся рядом с частным хозяйством, которое также занимаются частично пчеловодством. Поэтому проблем нет. Если у них будет обработка, то они предупреждают. В других областях, я знаю, люди плакали от того, что фермеры использовали некачественные пестициды. Надо быть пасечником, чтобы понять, как всё это тяжело потом восстанавливать. Фермер и пчеловод вообще должны быть, как два друга. Только так можно и экологию сохранить, и урожай получить хороший».

Опрос провела Наталья Головчанская

Фото автора

#белгородская область #пчёлы #гибель #выставка #медовый спас #пчеловоды
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"