«МегаФон» запускает сеть выдачи посылок
Вслед за игроками по рынку сотовой связи (МТС, «Вымпелкомом» и Tele2), «МегаФон» начнёт выдавать заказы интернет-магазинов в своей розничной сети. Как пишет «КоммерсантЪ», одним из партнёров оператора станет сеть постаматов PickPoint, а доступ к выдаче заказов в салонах получат до 7,5 тыс. ритейлеров и маркетплейсов, включая AliExpress. В перспективе оператор может занять до 10% рынка по числу точек выдачи заказов, считают эксперты.
До конца 2019 года планируется запуск пунктов выдачи заказов в пилотных салонах «МегаФона», при этом акцент будет на выдачу посылок через персонал магазинов, подтвердил «Ъ» гендиректор «МегаФон-Ритейл» Кирилл Шибанов. Окончательное число салонов, участвующих в проекте, будет определено по результатам «пилота».
— Сейчас рассматриваются различные варианты инвестиций «МегаФона» в проект — от нулевого варианта до стопроцентного финансирования закупки оборудования, — уточнил Кирилл Шибанов.
С июля проект по установке постаматов в «МегаФоне» запускает компания PickPoint, рассказала «Ъ» её гендиректор Надежда Романова.
— Потенциально мы можем говорить об использовании 200 магазинов сети, — сказала она. Всего у «МегаФона» более четырёх тысяч салонов.
Пункты выдачи заказов уже развивают конкуренты «МегаФона». Так, в салонах МТС с 2014 года работают пункты выдачи заказов интернет-магазина Ozon. В дальнейшем МТС не исключает сотрудничества с другими сетями и маркетплейсами, отметили в компании.
«Вымпелком» (розничная сеть «Билайн») с 2018 года также развивает сеть постаматов и пунктов выдачи заказов с Ozon, сейчас они работают более чем в 40 салонах. Пункты выдачи заказов также открыты совместно с DPD и Boxberry более чем в 400 салонах «Билайн». К концу 2019 года компания увеличит количество пунктов выдачи заказов до 1,5 тыс., сообщил её представитель.
В салонах Tele2 работают пункты выдачи интернет-заказов AliExpress. Проект реализуется с 2017 года совместно с PickPoint и покрывает примерно 300 магазинов оператора. В третьем квартале 2019 года Tele2 планирует расширить число салонов с постаматами и пунктами выдачи до одной тысячи, в них можно будет получать товары не только с AliExpress, но и из других магазинов.
Объединенная сеть «Связной—Евросеть» в августе 2018 года запустила курьерскую доставку товаров партнёров, включая Lamoda и Ozon. В компании говорят, что видят «устойчивый спрос на эти сервисы».
Всего в России около семи тысяч постаматов. По оценке PickPoint, к 2023 году их число достигнет 20–25 тысяч, а объём доставляемых через них заказов будет составлять 20–25% от общего числа. У Ozon в общем объёме доставки за последний год доля постаматов выросла в шесть раз, говорит PR-директор ритейлера Мария Заикина.
Главный вызов в подобном проекте — стоимость аренды и размеры помещений, считает директор по стратегии группы Qiwi Алексей Рассказов. Если эти вопросы удастся эффективно решить, то через пять лет «МегаФон» может занять 10% рынка по количеству точек выдачи, прогнозирует он.
Розничная сеть «МегаФона» может быть интересна с точки зрения пунктов выдачи заказов, но для развития сети постаматов необходимо обеспечивать стабильно высокий трафик, отмечает сооснователь Data Insight Федор Вирин.
— Если «МегаФон» получит и трафик магазинов, подключённых к PickPoint, и трафик AliExpress, это может быть эффективный проект, — считает он.
Кроме того, в перспективе позволит увеличить трафик посылок для розницы МегаФона совместное предприятие, которое оператор создает с Alibaba Group (владеет AliExpress), Mail.ru Group и Российским фондом прямых инвестиций, уверен Фёдор Вирин. В самом AliExpress отметили, что постоянно расширяют пул партнеров.