Клебсиелла в крови. Родители умерших в перинатальном центре детей хотят предотвратить дальнейшие трагедии
Что случилось?
В анонимном телеграмм-канале «БелЗдрав» появилось сообщение от белгородки, пожаловавшейся на вспышку сепсиса в перинатальном центре областной клинической больницы святителя Иоасафа. По словам женщины, из-за «бактерии грязных рук» — клебсиеллы — её маленькая дочь Лера третий месяц лежит в коме. В отделении патологии, где женщина лежала со своим ребёнком, находятся другие роженицы с детьми, борющимися с такой же инфекцией.
Что известно об этом случае
Дочка нашей героини Марины (фамилию девушка попросила не называть — прим. ред.) родилась 16 августа в перинатальном центре областной больницы.
Беременность не была простой, из-за анатомических особенностей за полтора месяца до родов Марину положили на сохранение, чтобы она смогла успешно родить на 37 неделе. Однако за несколько недель лечащий врач ушёл в отпуск, а новый отправил белгородку домой. Через пять дней, на 34 неделе, у неё отошли воды. Женщине сделали кесарево. Девочка родилась весом 1.820 килограмма, ростом 45 сантиметров, состояние по шкале Апгар 7-7 — удовлетворительное.
Как и всех недоношенных, Леру поместили в реанимацию и подключили к аппарату искусственного дыхания. На четвёртый день из-за эпизодов апноэ (патологический процесс, который приводит к кратковременной остановке дыхания во время сна — прим. ред.) врачи поставили эндотрахеальную трубку, а на следующий день назальные канюли. Через два дня у девочки поднялась температура, врачи взяли посевы и выяснили, что у новорождённой инфекция — клебсиелла пневмония. На седьмой день опасная бактерия вызвала менингоэнцефалит.
— Сначала врачи говорили, что это я виновата, что у меня была внутриутробная инфекция. В карте записали, что в носу найден стафилококк. Я сама медицинский работник и понимаю, что это смешно! Когда выяснилось, что у ребёнка клебсиелла, врачи замолчали. Дочь начали лечить сильными антибиотиками, — рассказывает Марина.
Через несколько недель лечения маму с Лерой перевели в отделение патологии. По словам Марины, было всё хорошо, ребёнок шёл на поправку. Перед выпиской взяли контрольные анализы, и снова клебсиелла, но уже другого вида.
— Я спрашивала у врача “Какая клебсиелла?”, мне ответили: “Какая разница, какая-то модная”. В палате я лежала с другими роженицами и у всех была эта инфекция, — говорит Марина.
Лере снова прописали антибиотики, однако успеха это не принесло. Девочку в тяжёлом состоянии через несколько дней положили в реанимацию. Там она ушла в глубокую кому, в которой лежит и по сей день.
Что говорят чиновники
Семья писала жалобы в региональное управление Роспотребнадзора, облздрав и Министерство здравоохранения, в частности и о том, что детям ставят капельницы с попаданием воздуха в систему, которого там быть не должно. Ответы чиновников имеются в распоряжении редакции.
В областном департаменте здравоохранения сообщили, что причиной состояния ребёнка послужило «патологическое течение беременности, микробная и грибковая флора способствовала возникновению инфекции». Из ответа следует, что «инфекционных вспышек и групповых заболеваний рожениц, родильниц и новорождённых детей в учреждениях родовспоможения области в течение года не зарегистрировано». Ситуацию контролирует внештатный специалист-эпидемиолог департамента.
Однако осенью следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности при организации работы перинатального центра горбольницы №2. Как подтвердили в ведомстве, в 2018 году в перинатальном центре погибли 22 младенца.
В Роспотребнадзоре уверяют, что в мае и апреле специалисты управления выезжали в областную больницу с плановой проверкой «с проведением всех лабораторно-инструментальных исследований, в том числе и в отделениях перинатального центра (родовые залы, отделение патологии новорожденных, отделение реанимации и интенсивной терапии, молочной кухни)». Патогенную и условно-патогенную микрофлору эпидемиологи не обнаружили.
Родители маленькой Леры с выводами чиновников не согласны и считают их недостоверными. Марина вместе с супругом подала заявление в следственный комитет. По данному факту в ведомстве возбудили уголовное дело по пункту «б» части 2 статьи 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В министерстве на письмо белгородцев ответили, что проверку они провести не могут, поскольку все документы находятся у следователей.
В региональном департаменте здравоохранения на запрос журналистов «Фонаря» не стали раскрывать число инфицированных новорожденных в перинатальном центре областной больницы, пояснив, что данные относятся к врачебной тайне.
— Причины смерти новорождённых детей напрямую зависят от состояния здоровья женщины, течения беременности, так как здоровье ребёнка начинает формироваться с внутриутробного периода, — поясняют в департаменте.
С начала года в областной больнице умерло десять детей: 90 процентов трагических случаев произошли сразу после рождения, потому что дети родились раньше срока в состоянии крайней степени незрелости с массой тела от 490 до 940 граммов, несовершенством функционирования всех органов и «тяжёлой органической патологией», ответили журналистам.
— С июня по сентябрь 2018 года с диагнозом «внутриутробная инфекция» и массой тела при рождении 490 и 660 граммов умерло только два ребёнка, — сообщает издание.
Что известно о других случаях заражения инфекцией в областной больнице
По словам Марины, в отделении находятся как минимум пять женщин с похожей бедой. Одна из них согласилась пообщаться с журналистами.
13 июля белгородка Кристина (фамилию собеседница Go31 также попросила оставить в тайне — прим. ред.) родила двойняшек на 26 неделе беременности. Одну девочку женщина похоронила, вторая три месяца находилась в реанимации, на ИВЛ, потом её перевели в отделение патологии. Там ребёнку стало хуже, «высеялась» клебсиелла.
— Еду до сих пор не принимает. Сначала был один вид клебсиеллы, теперь второй. Один антибиотик не помог, сейчас внутривенно капают более сильный. В детской областной больнице нам присоединили ещё пару инфекций: синегнойную палочку, клостридии, — объясняет Кристина.
Женщина признаётся, что организм слегка недоношенных детей с клебсиеллой борется быстрее. Иммунитет её ребёнка после интенсивного лечения ослаб.
Что это за инфекция и как с ней борются
Бывший работник перинатального центра областной больницы на правах анонимности рассказал Go31, что вспышки клебсиеллы бывали у медучреждении и ранее.
«Инфекция очень опасна для новорождённых, потому что может вызывать пневмонию, конъюнктивит, дерматит и может закончится смертью.
Вспышки инфекции возникают из-за несоблюдения гигиены, режима, плохой стерилизации, а также из-за того, что в отделение могут пустить постороннего человека.
Для многих детей инфекция проходит без осложнений. У маленьких, чей иммунитет ослаблен, дела обстоят похуже: возникают проблемы с кишечником, плохо набирают в весе», — отвечает медик на вопросы журналистов.
Бывали ли раньше похожие случаи, как в горбольнице №2, собеседник ответить не смог.
Что сейчас происходит с делом новорожденных, погибших во второй городской больнице
Журналист Go31 встретилась с Дмитрием Дворниковым, который первым публично рассказал о случившемся в горбольнице №2 и начал собирать в соцсетях семьи с похожей бедой.
Летом у его супруги на третий день после родов в больнице умерла дочь. Позже выяснилось, что в организме у новорождённой была клебсиелла. Такую же инфекцию нашли у другого младенца, родившегося в тот же день в перинатальном центре.
Всем женщинам, столкнувшихся с такой бедой, врачи поставили диагноз «внутриутробная инфекция». Однако до родов, по словам Дмитрия, результаты анализов показывали обратное.
По делу о гибели младенцев следователи проверяют 22 случая, проводятся комплексные экспертизы, результаты которых станут известны в ближайшее время. После того, как СК возбудил уголовное дело, к Дмитрию обратилось 11 семей, две из низ не совпали с официальным списком, поэтому число пострадавших может увеличиться.
— Все семьи просят разобраться в истинных причинах гибели младенцев: была ли инфекция или нет. У нас нет цели кого-то наказать. Мы хотим, чтобы дети больше не умирали, — говорит Дмитрий Дворников.
Массовую гибель новорожденных родители связывают с тем, что летом перинатальный центр областной больницы находился на помывке и рожениц оттуда перевели во вторую городскую больницу. Перинатальный центр городского медучреждения функционирует на 140 коек, а областной клинической больницы — на 485. Что послужило причиной смерти младенцев, станет известно после проверки следователей.