Ты не один. Почему Белгороду нужна инклюзивная театральная студия для детей
Организация «Синяя птица», которая помогает детям с аутизмом и их родителям, объявила о сборе денег на поддержание их инклюзивной театральной студии. В прошлом году на свой проект они получили президентский грант в 2,2 млн рублей. Эти деньги пошли на оборудование, реквизиты, зарплаты педагогам. Предполагалось, что в студии будут заниматься 40 детей, но фактически на занятия ходят 60 мальчиков и девочек. По словам председателя «Синей птицы», благодаря театру за год число подопечных организации выросло с 50 до 150 человек.
Журналист Go31 Юлия Тимофеенко провела репетицию и спектакль вместе с участниками «Синей птицы» и выяснила, почему Белгороду нужная инклюзивная театральная студия.
Розовые мышки
Перед началом репетиции актёры носятся по сцене, играют в ладушки, а их родители терпеливо наблюдают. «Катя, не катайся по полу! Ты же помнишь, что [на спектакле] будешь в платье, и панталоны будут, но всё же», — кричит с места мама актрисы Виктория. Её дочь Катя исполняет в постановке главную роль — такую же непоседливую девочку «Муру».
«Мура и живые стихи» — второй спектакль детской студии. Его начали готовить летом, а премьера состоялась 21 октября. Пьесу написала режиссёр театра Татьяна Климачкова по сказкам Корнея Чуковского: «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище». Это небольшая фантазия о том, как великий поэт писал стихи. Известно, что все произведения он посвятил дочке Муре.
В спектакле участвуют 11 детей и один взрослый — актёр и режиссёр театра «Две обезьяны» Евгений Крамской в роли «Корнея Чуковского». Самой младшей актрисе 7 лет, старшей — 16.
— Театрам нужно запретить ставить «Краденное солнце», «Теремок», потому что это делают все, кому не лень, — смеётся Татьяна Климачкова. — Я стараюсь отталкиваться от желаний детей. Наш первый спектакль «Приключение белой мышки» — это перевод английской сказки, сиквел к «Айболиту». Но у сказки грустный конец: сбежавшая из дома мышка возвращается спустя время к маме, но она её не узнаёт, потому что мышка случайно окунулась в розовую краску. Мы концовку поменяли. Как родная мать может не узнать своего ребёнка? Для родителей эта история отзывается, их дети как розовые мышки, каждый имеет свою особенность. Когда мы отыгрываем, у меня все спрашивают: «Всё классно, только мы не поняли, где там дети с аутизмом».
Премьера спектакля «Приключения белой мышки». Фото Антона Вергуна
Всего в студии «Синей птицы» 58 человек. Некоторые дети занимаются индивидуально, а потом переходят в малые и большие группы в зависимости от своих способностей. К спектаклям готовятся ребята, которые чувствуют себя на сцене уверенно. Остальные проходят тренинги: занятия на внимание, на память, на взаимодействие. Помимо режиссёра, с юными артистами работают логопед, психолог, педагог по музыке, танцам и адаптивной физкультуре. В театр ходят как особенные, так и обычные дети.
Пока младшие репетируют на сцене проход, старшие девочки Настя и Соня наблюдают за этим из зрительного зала с родителями.
— Я думаю, мы помогаем ребятам своим присутствуем. Во-первых, им так легче освоиться с другими людьми, во-вторых, мы поправим тех, кто забудет на сцене текст. Хотя Катя слова знает лучше, чем мы! У неё и у другого мальчика Артёма — высокофункциональный аутизм. Помимо нас, в спектакле только двое «обычных» актёров, но разницы между детьми мы не видим, мы их всех любим, — рассказывает Соня.
«Твой ребёнок не один»
Ежегодно врачи врачи выявляют около 10 тысяч случаев ментальных нарушений у детей в Белгородской области, 3 тысячи случаев приходится на Белгород. По данным регионального департамента здравоохранения, чаще всего у детей диагностируют психические расстройства (расстройство речи всех уровней), эпилепсию и умственную отсталость.
В 2017 году диагноз «аутизм» поставили 286 детям в регионе и 100 — в Белгороде. Пять лет назад эта цифра была в три раза меньше — 96 и 34.
Как почувствовать себя человеком с аутизмом? Татьяна Климачкова рассказала об эксперименте, который проводит со школьниками. Одного ребёнка она сажает на стул посреди аудитории, а другого ставит в угол и просит что-то громко говорить своему товарищу. Но услышать слова почти невозможно, потому что вокруг ребёнка выстроились кричащие невпопад дети. Примерно то же самое происходит в голове у людей с аутизмом.
Татьяна Климачкова признаётся, что заниматься с такими детьми сложно, и просто слушать их недостаточно, с ними нужно настраиваться на одну волну:
— Когда я работаю с детьми, я отключаю башку и открываю сердце. Ты начинаешь их чувствовать каким-то другим чутьём, понимаешь, чего им надо. Некоторые дети могут сказать, другие просто кричат — и не понятно: ему жарко, он хочет в туалет или ему что-то не нравится. Это как с младенцами, которые не разговаривают.
— В нашем городе нет досуговых мероприятий для таких детей. В кружки их могут брать, но только высокофункциональных. Некоторым отказывают через 1-2 занятия со словами «извините, мы не справимся». Более тяжелых деток в принципе не берут. Родителям очень важно, что их ребёнок тоже ходит на дополнительные занятия, он не заперт в четырёх стенах, здесь на него не будут косо смотреть, и у него появятся друзья. Появляется ощущение, что твой ребёнок не один, — говорит председатель «Синей Птицы» Ольга Димченко.
Спектакль «Мура и живые стихи». Фото Юлии Тимофеенко
***
Полчаса до спектакля. Зал наполняется маленькими зрителями с их родителями. Детям предлагают вместо скучных стульев и кресел мягкие пуфики, на которые можно хорошенько плюхнуться.
— У нас новая девочка! Таня, у нас будет ребёнок, — повесив трубку, смеётся Ольга Димченко, — Пришла девочка Карина. Она хочет играть в спектакле на флейте.
После каждого спектакля в благотворительную организацию приходят новые дети. За год работы студии число подопечных «Синей птицы» выросло до 150 человек.
Новоприбывшую Карину режиссёр пообещала включить в следующий показ спектакля. Девочка будет аккомпанировать чтецам стихов.
— Дети с аутизмом имеют особенность — они зацикливаются в какой-то одной области и в ней добиваются больших успехов. Вот Кате нашей достаточно два раза прочитать текст, чтобы запомнить свои слова. Один раз во время спектакля она их забыла и встала в позу с пальцем вверх со словами «молчать!». Прошло пару секунд, она вспомнила и продолжила спектакль. Есть ещё Влада, она пишет рассказы. Я хочу когда-нибудь поставить что-то из её произведений, — рассказывает режиссёр.
Все пуфики и зрительские кресла заняты, актёры готовятся к выходу.
— Когда вырастешь, кем хочешь стать? — спрашиваю у Кати перед началом спектакля.
— Кинозвездой, — артистично вздыхает Катюша.
— Не смеши, — ухахатывается мама.
— Мультики больше люблю, ну и некоторые фильмы тоже — «Саша и Таня».
— Да разве он любимый? — удивляется мама.
— А мультики «Скуби Ду» и «Простоквашино».
— Как давно занимаешься в театре?
— Да, наверное, с 1 ноября 2017 года. Мама решила меня отвести. Татьяна позвала, чтобы мы стали хорошо себя вести и ещё что-то там, заниматься, говорить, ну и чтобы стали кинозвёздами! Нет? — подозрительно смотрит на маму.
— А кто тебе такое говорил?
— Сама себе.
— Стала себя лучше вести?
— Ну, да, — немного с сожалением отвечает Катя.
***
20 ноября в пабе «Декабрист» состоится благотворительный музыкальный фестиваль «Горчичное зерно». Все деньги с билетов направят передадут «Синей птице». Начало в 20:00.
О том, как ещё помочь организации, можно узнать на сайте autism31.ru.