«Наш народ ни в чём не виноват». Белгородские цыгане об убийстве в Уразове и своей жизни
31 июля в центре села Уразово Валуйского района (Белгородская область) на улице Рабочей было обнаружено тело 9-летней девочки с признаками насильственной смерти. Она пропала днём ранее, родственники объявили ее в розыск. Обвинение в изнасиловании и убийстве было предъявлено 30-летнему мужчине без гражданства, цыгану по национальности. Злоумышленник приметил ребенка в магазине, подкараулил и оттащил в заросли. Его задержали 1 августа и предъявили обвинение. В тот же день он признал свою вину.
После похорон девочки из Уразова вынуждены были уехать более 200 цыганских семей, которые проживали там около 30 лет. 2 августа к их домам пришли местные жители с требованием покинуть село и угрожали сжигать дома. Из Белгорода приехал ОМОН, который помог цыганам, по их словам, безопасно покинуть село. Той же ночью в Уразове сгорели два дома, ещё один — в соседней Соболевке. В полиции не подтверждают, что сгоревшие дома принадлежали цыганам.
Вместе с детьми цыгане уехали к родственникам в другие районы региона и соседних областей. Журналист Go31 Мария Литвинова встретилась со сбежавшими в Шебекинский район семьями и представителями белгородской цыганской диаспоры.
«Я узнал о преступлении сразу»
Вместе с руководителем цыганской диаспоры в Белгородской области Артуром Квиком мы едем в его автомобиле в Шебекинский район, где временно у родственников и знакомых остановились несколько уразовских семей.
По словам Артура Квика, в Белгородской области живут от 12 до 14 тысяч цыган, в самом Белгороде — около 3-4 тысяч. В Уразовском сельском поселении насчитывалось около 200 домов. Белгородские цыгане ведут хозяйство, многие официально трудоустроены, женщины воспитывают детей, рассказывает Артур Квик.
Женщины и их дети, покинувшие дома в Уразове, фото Марии Литвиновой
«Я узнал о преступлении сразу, как стало известно, что это цыган. У этого человека не было родителей, документов, гражданства. Он жил, где придется. Лет в 17-19 у него уже был эпизод, он приставал к цыганской девушке. У нас с этим сильно не церемонятся, и его проучили. Потом он женился на цыганке, но она от него ушла», — рассказывает Артур Квик.
Ловари и влахи
Сам Артур Квик принадлежит к старейшей и немногочисленной цыганской народности ловари, его семья единственная представляет её в белгородском регионе. «Ловари — издревле антиквары, артисты, женщины занимались салонным гаданием, по улицам никогда не ходили. Если старшее поколение россиян помнит «Табор уходит в небо», Пушкина, Толстого, то современная молодёжь ассоциирует цыган с торговлей наркотиками. И я занимаюсь просветительской работой».
Артур Квик — юрист, музыкант, медиатор по международному праву, получил образование в Страсбурге. На выигранный президентский грант в 2016 году проводил в белгородских университетах просветительские лекции о цыганах.
Семьи, приехавшие в Шебекино, принадлежат к более консервативной народности — влахи. Женщина щепетильна к национальной одежде, по правилам она должна выйти замуж за цыгана, не может подниматься на 2-й этаж, чтобы не быть выше мужчины.
«Однако эти традиции потихоньку отмирают, так как мешают жить. Сам я абсолютно светский человек, больше предпочитаю знать, чем верить, но уважаю традиции. Я из театральной семьи, пою, сам снимался в эпизодической роли в сериале «Кармелита», мать училась в Щукинском театральном училище, играла Кармен, дядя Георгий Квик — знаменитый ромен, тетя Валентина Пономарева — артистка из народности сэрвы, это украинские цыгане, самая талантливая народность», — рассказывает белгородский «барон». Услышав это слово из уст журналиста, Артур Квик несколько напрягся. «Барон» — от цыганского «баро», что означает «старейшина», — объяснил он.
Артур Квик разговаривает с уразовскими цыганами, фото Марии Литвиновой
По словам господина Квика, как правило, цыгане — христиане, но в Белгородской области большую часть составляют так называемые «крымские цыгане», мусульмане.
«Но сейчас цыгане активно переходят в христианство. Нашему народу свойственно мимикрировать, и христианство более демократичная религия, с ней в России жить проще», — говорит Артур Квик.
«Мы как все, мы россияне, мы за Путина ходили голосовать»
По пути машина Артура Квика остановилась рядом с домом из красного кирпича на Магистральной улице Белгорода. Здесь проживает цыганская семья.
Из ворот к машине выходит молодой мужчина в майке и с золотыми зубами. Его зовут Роман, он сын хозяина дома.
— Как считаете, правильно люди делают? Пишут в соцсетях, что сожгут цыганские дома, — начал Роман, облокотившись на открытое окно автомобиля. — Убийцу ведь поймали, это какой-то несчастный дурак. Мне 32 года, у меня у самого дети, сыновья и восьмилетняя дочка. Я бы его сам лично разорвал.
В доме мать семейства с внуками.
— Я боюсь что-то говорить, вдруг и на нас пойдут? Наш дом два дня охраняла полиция, дай бог им здоровья. У нас дети, внуки, Мы как все. Мы россияне, мы за Путина ходили голосовать.
Валуйский старейшина Майори, фото Марии Литвиновой
«К моему дому пришли полицейские: уезжайте, вам хана»
К дому подъехал «Мерседес», из которого вышли трое мужчин в годах.
Один из них, Майори Немцуров, старейшина Валуйских цыган. Его семья уехала из Уразова в Шебекино, к ним мы и едем.
«Я 63 года рождения, считаюсь старшим среди цыган в Уразове, — продолжает рассказывать Майори. — 2 августа, когда девочку похоронили, к моему дому пришли полицейские. Уезжайте, вас будут убивать. Тогда я собрал всех наших цыган в своём дворе, пришли человек 500 с детьми. А ночью к дому стали подъезжать автомобили, светили фарами, кто-то разбил окно. Тогда я всем сказал уехать из села. Сказал: будет кровопролитие, и к 5 утра все из Уразова выехали».
«Нам дали несколько часов на сборы»
«Когда я остался один в своем доме, около 9 утра к воротам пришли местные, человек 70-80, один из них со мной разговаривал. Он дал мне два часа на сборы. Когда я попытался возразить, он ударил меня в лицо. После этого я уехал».
Следующей ночью в поселении сгорели три дома.
В доме цыганки Нины — 18 детей от 2 лет из трех уразовских семей. Семьи приехали к совей родственнице. Женщины жалуются, что не могут вернуться в свои дома.
«Уехали все, Немцуровы, Казаченки, остальные. Нам дали несколько часов на сборы, угрожали убить, побили окна», — в один голос кричат они. В Уразове остались их огороды, хозяйство, куры, гуси, свиньи, собаки и кошки.
Все в один голос заявляют, что осуждают убийцу девочки, что у них у самих есть дочери, и если бы им отдали преступника, они бы «сами его растерзали».
«Человек, который торгует наркотиками, смертью, должен быть изолирован от общества»
По словам Артура Квика, цыган, как и евреев, всегда громили как самый беззащитный, бесправный, молчаливый народ. «А вот в Грайвороне два героя Советского Союза были цыганами».
«Но с Ройзманом (Евгений Ройзман, основатель Фонда борьбы с наркотиками, бывший мэр Екатеринбурга, — Go31) я абсолютно согласен, безоговорочно, — добавляет Артур Квик, вспоминая, как цыган из Екатеринбурга выгонял Фонд борьбы с наркотиками. — Человек, который торгует наркотиками, смертью, должен быть изолирован от общества. Он несёт слезы и несчастье людям, матерям, и как минимум, должен сам пройти через это. Я могу понять цыгана, который украл, обманул. Но не наркотики. Если у нас такое происходит, собираются главы, и вначале мы выносим предупреждение. Такие случаи были. Если не помогает, мы даём 24 часа на то, чтобы этот человек покинул город».
«В селе Уразово произошло чудовищное преступление, цыгане его с прискорбием осуждают. Но наш народ в нем не виноват», — повторяет Артур Квик.
«Мы плакали в голос, когда узнали об этом страшном убийстве»
«Мы помним эту хрупкую девочку, она ходила к нам на новый год посевать, мы плакали в голос, когда узнали об этом страшном убийстве, она ходила в одну школу и с нашими детьми», — перебивают друг друга молодые матери.
«Я ездил в Валуйки, общался с полицией, мне там сказали, что назад возвращаться нельзя. А ведь мы не можем даже продать многие дома, они были построены на материнский капитал», — говорит Майори.
В региональном управлении МВД уверяют, что угрозы жизням цыган со стороны местных жителей нет, а после убийства девочки в селе Уразово было увеличено количество нарядов на улицах и сотрудников ДПС для контроля ситуации.
«Никто никого не охранял. Никакой специальной охраны и сопровождения цыган полицией и ОМОНом не было», — сообщил руководитель пресс-службы ведомства Алексей Гончарук. По словам господина Гончарука, после того, как цыгане покинули село, в Уразове действительно произошли пожары в двух домах и один в соседней Соболевке. В ведомстве не уточняют, принадлежали ли они цыганам.
Читайте также: