«У кого яйца, тот и прав». Как жители вымышленного города создают культ яичности
В Новооскольском районе Белгородской области в минувшее воскресенье в пятый раз состоялся фестиваль куриного яйца «Фомина яишня». Там вновь пожарили рекордное количество яиц (на этот раз 20 тысяч), но главная тусовка развернулась отнюдь не у площадки с халявной едой.
В погоне за созданием яичного культа в этом году организаторы фестиваля назвали площадку Яйцеградом: в городе появился собственный мэр, валюта (желткоины и белкоины), социальные учреждения и некоторые культурные особенности.
Корреспондент Go31 Игорь Ермоленко побывал в этом курятнике и выяснил, как устроен Яйцеград и кто такие яйцеградцы (так они называют себя сами), а Антон Вергун сфотографировал этих людей.
***
Фестиваль «Фомина Яишня» расположился у казачьего стана «Сосновое», это окраина Нового Оскола. Сам палаточный городок организаторы построили на небольшом холме у маленького озерца.
По пути на холм с парковки можно ошибочно подумать, что мы неправильно приехали: место больше напоминает фестиваль коровьих лепёшек, нежели куриных яиц. В приключения ногами нередко попадаешь и в самом Яйцеграде, радует только яркое солнце, которое успело высушить все достопримечательности.
На входе в город-однодневку гостей фестиваля встречает «Служба безопасности»: пожилой мужчина в яркой форме, погонах из яичных лотков и явно навеселе. В руках у него сковородка с надписью «Шокер». Логика такого сочетания ему ясна, а остальным не слишком. «Сковорода ведь тоже орудие труда, поэтому шокер», — пытается объяснить он.
Сотрудника службы безопасности Яйцеграда зовут Комиссар Всмятку, и имя очень точно отражает его состояние.
— А как хулиганят в Яйцеграде? Яйцами кидаются?
— Всё возможно: можно хулиганить, а можно сырыми пить.
— Вы уже выпили?
— Конечно, — говорит комиссар, но быстро вспоминает, что общается с журналистом. — Нет, нет, алкоголь у нас запрещён. Категорически.
Классика!
Тем временем на главной сцене объявляют, что только что состоялись выборы мэра Яйцеграда, и на них с большим отрывом победила директор глиновского ДК Валентина Токарева. Она набрала результат в 99 процентов голосов. Между прочим, её рейтинг выше, чем у действующего президента.
— Дорогие яйцеградцы и гости нашего города! Благодарю всех, кто поддержал мою кандидатуру на выборах мэра Яйцеграда! Вступая в должность, обязуюсь ответственно и добросовестно выполнять обязанности и реализовать программу долгосрочную: воплотить в жизнь все проекты по благоустройству Яйцеграда, открыть яйцеинкубатор и установить новый рекорд России — приготовить 20 тысяч порций яичницы, — заявила мэр.
В интервью журналисту Go31 новоизбранная мэр зачем-то не без гордости призналась, что её выбрали с подтасовками, и в Яйцеграде действует авторитарный режим. Также мэр уточнила, что берёт взятки «частушками, плясками и песнями».
В городе Яйцеграде есть не только мэр (и мэрия), но и яичная библиотека, цирк, музей, кинотеатр и другие общественные заведения. По городу гуляют женщины в костюмах кур, кур же в костюме женщин замечено не было. Рядом с яичной библиотекой красуется вождь Куриный Коготь: так называет себя женщина в венце из куриных перьев и ожерельем из куриных лотков. Она говорит, что очень любит яйца и всевозможные блюда из них, но на омлете и яйце всмятку её словарный запас заканчивается.
— Пашот? Что это? Моя твоя не понимать, — переходит на чукотский вождь из Нового Оскола.
В библиотеке сетуют, то жители Яйцеграда не слишком просвещены и не знают многих яичных яств. «А между прочим, почти ни одно блюдо без яиц не готовится», — добавляет библиотекарь.
На полках у неё лежат книги о яичной кухне Украины, России, а также другие кулинарные произведения. Всем желающим здесь раздают буклеты с инструкцией по правильной варке яиц: чтобы желток был полужидким, варить нужно 6-7 минут. Эксперимент дома показал, что это обман.
В это время в 20 метрах от сцены начальник управления культуры региона Константин Курганский открыл «памятник сковородке», а местным жителям разрешили разбить об него яйца (не об Курганского). На протяжении фестиваля арт-объект стал главным местом для фотосессий.
С разбития яиц началась и готовка: несколько юных ребят выстроились в ряд, вбивая яйца в вёдра. Каждое вмещало около 150 штук, ровно столько помещается на большую сковороду на углях, где готовят знаменитую новооскольскую яичницу. Её рецепт прост: яйца посолить, в процессе готовки перемешать, а в конце засыпать блюдо зелёным луком.
Пока яйца жарятся, а очереди выстраиваются, ведущие на кухне развлекают народ. Задают яйцеградцам вопросы про лучший напиток к яичнице (мужики ожидаемо вспоминают беленькую), смеются над именем диджея Василия и рассказывают об остальных площадках яичного города.
— Рядом у нас есть ЗАГС, где можно взять невесту напрокат. Интересно, сколько раз невесту там уже взяли напрокат? — неудачно шутит ведущий.
Подобные взгляды превосходства мужчин над женщинами очень популярны в Яйцеграде. Чуть поодаль от сцены стоит мужчина в широких классических чёрных брюках и серой футболке в катышках, в руках держит старый велосипед. Я пытаюсь узнать у типичного яйцеградца, почему они такие сексисты, даю ему определение этого слова и получаю логичный ответ: «У кого яйца, тот и прав».
Одно в Яйцеграде хорошо точно: яичницы действительно хватит всем, и если очереди за порциями и собираются, то совсем небольшие, а жители города распределены по всем площадкам. Например, на яйцеградском конкурсе красоты.
По подиуму друг за другом проходят те самые женщины в костюмах куриц и другие жительницы Яйцеграда, которым хватило фантазии не утыкать себя перьями. Ведущая называет участниц «особями» (ну а что?) и замечает, что в таких нарядах очень выгодно завлекать петушков на свидания.
— Вы бы пошли в этом на свидание? И кто бы согласился? — обращаюсь к женщине в жёлтом платье с яичным принтом.
— Конечно, пошла бы. Например, с яичным королём!
— А много вы уже сегодня петушков охомутали?
— Ни одного, — неуверенно отвечает красотка. — У меня вообще-то муж есть. Петушок.
Как её муж-петушок отнесётся к свиданию с яичным королём, девушка не уточнила.
На праздник в Яйцеград пригласили жителей ещё одного вымышленного государства ДНР. Гости выступили на сцене в народных костюмах с песнями и плясками (вероятно, взятка мэру). По городу гуляют казаки с нагайками и шашками, бродят дети в костюмах поварят и полицейские из Нового Оскола. Максарад разбавляют только жители соседних сёл, которые не смогли подобрать нужную одежду для фестиваля.
— А как вас правильно называть, жителей Яйцеграда? — спрашиваю у мужчины в льняных белых брюках и синей футболки размером XXL.
— Яйцеградцы, — отвечает он.
— А вас? — уточняю у его супруги.
— В каком смысле?
— Ну вы же женщина.
— Наверное, яйцеграженка.
Впрочем, с самоопределением у населения этого города не всё хорошо. Например, на вопрос, что значит быть яйцеградцем, подросток на велосипеде предпочёл ответить, что «только подъехал и не в курсе». А татуированный Сергей из Нового Оскола наоборот предложил катиться куда подальше.
Как только я доел свою порцию новооскольской яичницы, непременно последовал совету Сергея. Кстати, блюдо получилось неплохим, но соли не хватило. Впрочем, недосолить лучше, чем пересолить.