«Мы привлекательны и левым, и правым». Что рассказал на лекции в Белгороде блогер Михаил Светов
28 апреля в гостинице «Белогорье» состоялась лекция блогера и либератрианца Михаила Светова «История номенклатурного переворота в 90-х годах», после которой слушателей не выпускали из здания сотрудники полиции.
На встрече с белгородцами Светов рассказал о смене власти, произошедшей почти 30 лет назад, либертарианстве, своём отношении к нынешним политикам и олигархам. Журналист Go31 Юлия Тимофеенко записала несколько тезисов с прошедшей лекции блогера.
Михаил Светов. Фото Юлии Тимофеенко
«Либертарианство — это не про защиту богатых от бедных. Либертарианство защищает жертву от насильника. Людей, которые богатеют в результате рыночных отношений, в нашей стране исчезающе мало. Есть тоненький прослойчик мелких предпринимателей, сверхбогатых [которые нажили свое богатство честным предпринимательским трудом] нет практически вообще».
В России нет рыночного капитала, который появился независимо от власти. Рыночный капитал появляется в результате того, что тот или иной предприниматель делает жизнь каждого из нас лучше. У нас были примеры. Самый известный — Паша Дуров, который сделал жизнь каждого из нас лучше и приобрел свои миллионы. Мы не ставим под сомнение состояние Паши Дурова, потому что каждый день мы просыпаемся и пользуемся плодами его труда и предприимчивости. У нас был настоящий собственный магнат, которым можно было гордиться и показывать миру.
Чем отличается олигарх от бизнесмена? Когда бизнесмен зарабатывает, он делает что-то новое, чего не было раньше. Ни один из нынешних олигархов ничего не создал. Он сидит на собственности, которая уже была создана раньше. Смотрели ролик на канале Юрия Дудя с Павлом Грудининым? Он всё говорил, какой замечательный у него колхоз. Вы же помните, как в нашей стране появились колхозы? Они появились в результате коллективизации, раскулачивания и уничтожении русской деревни. Сейчас он не стесняется говорить, какой Сталин был замечательный.
Мои взгляды очень сильно расходятся со взглядами Алексея Навального, но я его поддерживал на предыдущих выборах по двум причинам. Первая — он чужой власти, вторая — он будет «слабым президентом». На чём держится «путинская власть» — олигархия, силовики, СМИ, поддержка некоторых международных режимов, сложившийся бюрократический аппарат. А кто Навального поддерживать будет? Слабый президент — сильное гражданское общество.
Люстрация — это не про месть, жажду крови и политические преследования. Люстрация — это билет о профнепригодности людям, которые доказали её на местах, занимая их и не выполняя функцию, которую должны выполнять. Мы же не ставим под сомнение, что люди, которые болеют клептоманией, не должны работать с деньгами и драгоценностями. Профнепригоден, например, судья, который выносит неправосудные решения.
Фото Юлии Тимофеенко
За поколение страны преображаются до неузнаваемости. Тезис о том, что у нас народ не тот, национальный менталитет — это утка. Посмотрите на Северную и Южную Корею. Один народ, один язык, одна культура, одна история — идентичный народ, но какой разный результат за поколение! Одна страна развивающаяся, а другая находится абсолютно в рабском состоянии.
Посмотрите на другой пример. В начале 80-х годов [20-го века] одной из самых богатейших стран мира была Венесуэла. Потом пришли ко власти известно кто и превратили страну известно во что. За одно поколение! За это же время Сингапур превратился из лимонно-банановой республики, о которой пел Вертинский, в богатейшую страну в мире. Мой дедушка, достаточно известный русский учёный геофизик, был там в начале 80-х и говорил, что это бедный остров в океане, где ничего нет.
Либертарианская партия официально не зарегистрирована в России. Мы два раза подавали заявку и, несмотря на то, что мы прошли ценз, нас не зарегистрировали. У нас достаточно большая организация: подписи, все документы собрали. В первый раз у нас была ошибка в оформлении, но мы её исправили и отправили снова. Потом нам ответили, что подписи не настоящие, но они были настоящими. Во второй раз нам тоже отказали по надуманной причине.
Либертарианство в России продвигать проще чем в других странах. У нас очень низкий уровень доверия к государству. В Швейцарии, например, довольно сложно объяснить, что государство их враг. (Либертарианцы выступают за минимальное вмешательство государства в личную жизнь граждан и экономическую сферу — прим. ред). В России — довольно просто.
Либертарианство выгодно отличается от любой другой идеологии. У нас нет собственной культурной повестки. Мы привлекательны и левым, и правым. Например, идея конфедерализма понравится даже тем, кто не считает себя либертарианцем. Мы можем существовать в рамках одного государства, но в достаточной автономии, чтобы друг друга не бояться, например, как в Швейцарии. Там живет четыре народа: немцы, французы, итальянцы и романши. Автономное принятие политических решений и отсутствие ярко выраженного центра — эффективное политическое решение, которое подойдёт России».