БЪлгородъ посетилъ известный путешественнiкъ, биллетристъ и критiк Илiя Харламскiй
Белгородский краевед Санчес в своём блоге опубликовал заметку в духе постов известного блогера и урбаниста Ильи Варламова, которую тот мог бы сделать, если посетил бы Белгород в 1913 году. Варламова в первоапрельском материале зовут Илья Харламский, а текст написан с приветом дореформенной орфографии.
Заметка о городе, как и у Варламова, поделена на две части: плохой и хороший Белгород. Go31 публикует часть о проблемах города, вторую половину вы можете почитать в блоге краеведа.
Какъ многiмъ известно, недавно, а именно весной сЪго 1913 года, БЪлгородъ посетилъ известный путешественнiкъ, биллетристъ и критiк Илiя Харламскiй. По прибытию в БЪлокаменную, онъ тутъ же опубликовалъ подробный очеркъ о визите и впечатленiяхъ в популярной колонке "Живой газеты". О чем я имею честь сообщить публике и ознакомить ея с сиiмъ опусомъ.
ИЛIЯ ХАРЛАМСКIЙ: ПЛОХОЙ БЪЛГОРОДЪ.
БЪлгородъ - небольшой уездный городокъ, второй по вЪличине в Курской губернии. Столетiе назадъ и самъ былъ губернскiмъ и военнымъ центромъ, а ныне известенъ у паломниковъ и транзитныхъ пiлигримовъ, путешествующих к южнымъ курортамъ. Изъ ПЪрвопрестольной добраться сюда можно железною дорогой или коннымъ экипажемъ по шоссе. Но настоятельно не рекомендую второй вариантъ: дорога сiя шоссейною лишь называется и по весенней распутице превращается в одно сплошное месiво! Нашъ выборъ - современный и быстрый паровой эшелонъ. Спустя день я и мой верный другъ - аппаратъ КОДАКЪ (покупалъ по весьма сходной цене на Петровке и всемъ советую) - были в БЪлгороде.
Вотъ мы и на Вокзале. Императорскiе железные дороги какъ обычно радуютъ опрятнымъ перрономъ, но стоитъ выйти за пределы станцiи, явственно понимаешь: глушь... Сразу бросился в глаза убогiй до безобразия местный транспортъ - уделъ многихъ местечекъ, где взаменъ нормальныхъ цивилизованныхъ системъ все отдано на произволъ частниковъ.
Въ то время, когда во всемъ мiре осознали преимущества электрического трамвая, здесь, какъ при царе Горохе, снуютъ лишь кибiтки извозчиковъ...
Народець этотъ стоiтъ только у вокзала, и еще бываетъ у базара. Высматриваютъ господина поопрятнее съ поклажею и сразу же предлагаютъ свои услуги. Таксу, что заломятъ, нужно на два делить. И запомни: вечеромъ транспорта тутъ совсемъ не сыскать, даже ежели блiжний соседъ извозчикъ - въ силу лени откажетъ, или пьянъ будетъ. А если на дальнем конце поселишься или в пригородныхъ слободахъ - безъ собственного экипажа будетъ затруднительно.
Строительства здесь довольно много. Но ведется оно крайне неразборчиво. Значительныхъ зданий хорошей архитектуры совсемъ недостаточно. На главныхъ улицахъ засилье домишекъ поселкового вида, часто побеленыхъ, подкрашеныхъ, но отъ этого не менее захолустныхъ. Удивительно, но таковые до сихъ поръ сновья строятся, особенно по окраинамъ, напримеръ въ Новоселовке, загаживая собой хорошее, перспективное место. Въ противовесъ этому есть новые здания чрезмерно вычурные и безвкусные, где хозяинъ пытается налепить на фасадъ все самое, по его мненiю, модное.
РЪки! Совершенно неухожены. Больше похожи на заросшие болота! Даже подо льдом здесь трудно отыскать мЪсто, прiгодное для катка. Говорятъ, что летомъ они становятся рассадникомъ малярiи и поноса. Дико после камЪнныхъ береговъ Невы и чугунныхъ мостовъ ЗамоскворЪчья, печально после соплiвой, но благоустроенной Харьковской Лопани.
ОчЪнь сiльно раздражаютъ заторы в час-пикъ. Чтобы попасть къ 6 утра на базаръ приходится выходiть на Смоленской изъ экипажа и топать пешкомъ - всяко быстрее:
Какъ вы знаете, я довольно часто бываю въ зарубежныхъ странахъ. И не устаю повторять, что ихъ положительный опытъ надо перенимать, чтобы не остаться на окраине цивилизацiи. Такъ въ Европе - мой надежный спутникъ - велоциклетъ. Въ нашей столице - это давно не диковинка тоже, но въ провинцiи, увы, я никакъ не могу осЪдлать веломашину. Сама среда города къ этому совершенно не приспособлена. Проката нетъ, продажи тоже. Но главное - негде ездить, и это при отсутствии общественного транспорта! Пыльные песчаные дороги... Дерзкие лихачи-извозчики... Всякой масти домашняя скотина... Да и просто небрежные пешеходы... Считаю, что вЪзде, где можно надо прокладывать велоциклетные трассы и всячески пропогандировать этотъ здоровый, удобный и дЪмократичный вид передвiжения!