Жёлтое на синем. Фотограф Елена Бондарь о минимализме в фотографии
Если вам дарят фотографию, на которой изображено одинокое дерево или обычный камень, лежащий на дороге, не спешите обвинять автора снимка в непрофессионализме. Возможно, вам попался поклонник минимализма.
Минимализм — направление в фотографии сравнительно молодое, каждый фотограф вкладывает в это понятие что-то своё. Тем не менее, существуют основные признаки этого жанра. А какие именно, нам поможет разобраться фотограф фотостудии «Фотолика» Елена Бондарь.
— Сегодня минимализм — одно из самых модных направлений, его используют художники, архитекторы, дизайнеры, — говорит Елена. — Если к этому стилю подойти правильно, то снимки получаются необычными. Таким образом, минималистические снимки могут быть чрезвычайно простыми и, в то же время, очень выразительными. Самое главное в минимализме — делайте всё как можно более простым. Не стоит слишком продумывать и анализировать вещи.
— Если главная черта минимализма — простота, не может ли так оказаться, что кадр получится скучным?
— Вовсе нет. Начните вот с чего: выберите объект, который притягивает взгляд. В минималистической фотографии объект всегда является самым сильным элементом фото, даже если он не занимает большую часть пространства. Отличным примером простых объектов может быть линия горизонта, например, или одинокая фигура человека на фоне массивной стены, или даже изображение сухой и потрескавшейся земли. На таком кадре всегда много «воздуха» — пустого пространства вокруг объекта. И как результат, рассматривая снимок, мы концентрируем своё внимание именно на нём.
— Какое значение имеет в фотографии цветовое решение?
— Это самый главный фактор. Чем ярче цвет, тем выразительнее снимок. Для подчёркивания цвета в своей работе нужно научиться использовать свет. Ищите сцены, в которых разные цвета дополняют друг друга, либо работают друг на друга на контрасте.
— При слове «контраст» обычно вспоминаются противоположные понятия: чёрное и белое, маленькое и большое…
— Необязательно. Существует два типа контраста: тональный и цветовой. Наглядным примером использования тонального контраста служит съёмка силуэтов — это съёмка с умышленно недосвеченным передним планом и правильно проработанным (проэкспонированным) задним. Такой трюк довольно хорошо работает, так как налицо резкое различие между тёмными и светлыми областями. Цветовой контраст используется реже, потому что большинство фотографов не задумывается о нём прежде, чем сделать снимок. Да и в целом сделать снимок с хорошим цветовым контрастом сложнее, чем использовать тональный контраст. Но если вы научитесь его заранее обнаруживать, то вскоре поиск цветового контраста доведётся у вас до автоматизма.
Согласно теории цвета, контрастные оттенки расположены на противоположных сторонах цветового круга. Жёлтый резко контрастирует с фиолетовым, а синий с оранжевым цветом. Если фотограф хочет использовать сильный контраст, то после того, как он определится с основным цветом, ему нужно потратить некоторое время на то, чтобы подобрать подходящий оттенок. Также в работе можно использовать триады — это три цвета, которые расположены на круге на равном расстоянии друг от друга.
— Кроме всего прочего, цвета ещё бывают холодными и тёплыми.
— Конечно. Любой человек подсознательно разделяет все цвета на три группы. Это холодные, тёплые и нейтральные оттенки. Например, красный, желтый и оранжевый однозначно воспринимаются как тёплые цвета. Синий, фиолетовый и зелёный входят в «холодную» группу. Чёрный, белый и серый — нейтральные. При этом в число нейтральных цветов также могут входить оттенки бежевого или коричневого, но в этом случае все зависит от контекста. Контраста можно добиться, сочетая оттенки с разной цветовой температурой. Наиболее сильным воздействием обладают резкие сочетания тёплых и холодных оттенков. Правильно подобранное цветовое решение — это уже половина успеха.
— На что ещё нужно обратить внимание, кроме цвета?
— Конечно, на текстуру, фактуру снимаемого объекта. Текстура, точно так же, как и цвет, может заменить собой сам объект съёмки. Чтобы добиться акцента на текстуре, важно не только выбрать интересную поверхность, но и правильный способ её съемки. Так же важную роль в минимализме играют линии. Хорошую композицию создают чётко выраженные горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Они как бы становятся композиционной основой снимка, придают его структуре прочность и стабильность.
— Нужно ли использовать при такой фотографии так называемое, правило третей?
— В минималистичной фотографии очень просто попасться на правиле третей, которое является одним из основных правил любой фотографии. Оно заключается в том, что вам нужно делить пространство на три вертикальных или горизонтальных части и стараться сбалансировать элементы относительно этих делений. Тогда вы сможете направить взгляд зрителя туда, куда вам нужно. Но каждый фотограф может, конечно, действовать по своим правилам и своим представлениям.
— Дайте напоследок несколько советов начинающим фотографам.
— Не усложняйте кадр, делайте его как можно простым. Не забывайте про композицию — это всегда будет плюсом в любой фотографии. Играйте с цветом, ищите интересные линии и текстуры. Убирайте всё, что отвлекает от основного объекта. Не забывайте про правило третьей. Не считайте, что сделать удачный кадр можно только в каком-то экзотическом месте, ищите вдохновение вокруг себя. Увидеть необычное в обычном и донести это до зрителя — вот главная задача настоящего фотографа.
Виктория Передерий, на правах рекламы