«Этих дармоедов должно быть меньше». Что решили на публичных слушаниях о сокращении числа депутатов горсовета
В администрации Белгорода 6 марта состоялись публичные слушания по вопросу сокращения количества депутатов горсовета с 54 до 39. Сделать это предлагается за счёт депутатов, проходящих по спискам от партий.
Как показали публичные слушания, единого мнения на этот счёт нет не только в горсовете, но и внутри фракций: только представители КПРФ внесли три разных предложения по повестке. А большинство выступающих говорили «от лица горожан».
Корреспондент Go31 Игорь Ермоленко сходил на публичные слушания и выяснил, зачем Белгороду отказываться от депутатов, кто от этого пострадает и какие ещё схемы сокращения могут применить.
Фото Татьяны Григорьевой
С инициативой уменьшения количества депутатов на одной из прошлых сессий выступил адвокат и член фракции «Единой России» Михаил Бажинов, однако на публичные слушания он не явился. Вместо него предложение представлял и защищал его коллега Роман Полянский.
Депутат-одномандатник представил публике данные о количестве своих коллег в других российских городах, наглядно продемонстрировав, что у нас депутатов слишком много. Например, в миллионнике Воронеже их всего 36, а в Белгороде, где население не достигает и 400 тысяч человек — 54.
Ещё один аргумент — экономия бюджета. По словам Полянского, сокращение «списочников» с 27 до 12 позволит сэкономить более 4 миллионов рублей для города. Как именно производились расчёты, депутат не уточнил.
Одобрительный гул публики сменялся насмешками комсомольской делегации — молодые коммунисты во главе с лидером организации Игорем Цевменко заняли несколько рядов в зале. Он же стал первым задавать вопросы Полянскому.
В частности, Цевменко поинтересовался, почему нельзя сократить количество одномандатников, то есть изменить границы одномандатных округов (потому что численность устанавливается на 10 лет вперёд, и последний раз округа «нарезались» в 2012 году, — прим. ред.) и сколько Полянский лично тратит времени на работу со своими избирателями.
— По моему личному мнению и мнению горожан, если будет сокращён список, это затронет право избирателей на волеизъявление. Потому что, если партия набирает 25 процентов, то есть каждый четвёртый избиратель отдаст за неё свой голос, в горсовете она будет представлена всего двумя депутатами. Это важный вопрос, — начал Цеменко.
Игорь Цевменко. Фото Татьяны Григорьевой
Следующим слово взял депутат-коммунист Александр Балакирев, который зачитал письмо своего неявившегося коллеги по фракции Александра Городкова. Он оказался противником реформ, предложив оставить систему прежней: 27 человек от партий и 27 по одномандатным округам.
Пораженческая позиция Городкова заключается в том, что коммунисты не смогут победить единороссов на округах, так как «ставленникам власти открыты все двери», они могут агитировать любыми доступными способами «с витрин магазинов», а оппозиция обычно довольствуется листовками на досках объявлений, «которые сразу же срываются коммунальщиками».
— А почему вы считаете, что не можете победить на одномандатном округе? — вдруг прервала его выступление единоросс Ирина Игнатова. — У нас Глотов шёл самовыдвиженцем, и победил кандидата от «Единой России».
Ответ нашёлся позже у Игоря Цевменко — «Глотов почти сразу после победы на выборах вошёл во фракцию «Единой России».
Доселе живое общение ещё пуще оживил очередной депутат от КПРФ Ярослав Сидоров, однако его позиция сильно разнится с позицией коллег. Он считает предложение Бажинова слишком мягким, и заявил, что количество депутатов-списочников нужно сокращать до 10 человек. А коммунисты сами виноваты в том, что не могут победить на одномондатных округах (сам Сидоров тоже проиграл на округе и прошёл в горсовет по списку, — прим. ред).
— Оппозиционная партия, а выпрашивают корочки. Для чего в горсовете нужны пять, шесть или десять человек, которые ничего не решают? Если вы хотите, чтобы голос КПРФ был услышан, то достаточно одного представителя, и от каждой партии — по одному. […] Выйдите на улицу, спросите у любого гражданина: «Нужно нам 54 депутата или не нужно»? Скажут: «Вообще их разогнать»! […] КПРФ будет сильной, если пойдёт во дворы работать с людьми. А это что за попрошайничество? — выступил с трибуны Ярослав Сидоров.
Ярослав Сидоров. Фото Татьяны Григорьевой
Впрочем, даже это предложение оказалось не самым радикальным. Взявший слово житель Белгорода Иван Затолокин предложил и вовсе отказаться от списочников, оставив только 27 одномандатников. «Тогда мы реально увидим работу наших депутатов», — заключил Затолокин.
За ним к выступлению снова перешёл комсомолец Игорь Цевменко, начав речь с того, что Сидорова совсем недавно исключили из партии — этим, по мнению Цевменко, и объясняется позиция его бывшего коллеги.
Впрочем, он тоже выступил за сокращение, но пропорциональное. По мнению коммуниста, городу следует сократить количество одномандатных округов до 20, а по спискам от партий избирать в горсовет 19 депутатов. Общая цифра в 39 депутатов соответствует той, что предлагают представители «Единой России». Однако это предложение не нашло поддержки ни у кого, кроме аплодирующих комсомольцев.
— По закону в Белгородской области сейчас урезать количество округов невозможно, — сказал коммунисту один из участников слушаний, напомнив, что в 2012 году границы округов определили на 10 лет вперёд. — Как вы это измените? Вы знаете?
Цевменко ответил, что следует перенести слушания на более поздний срок, «хотя бы после выборов президента».
Впрочем, не только коммунисты руководствуются «мнением горожан» — с похожим аргументом на слушаниях выступил и депутат-единоросс Игорь Волабуев.
— Друзья, сейчас правильно был поставлен вопрос об общем мнении: необходимо ли сокращение депутатского корпуса. И правильно был поставлен ответ: большинство скажет, что это необходимо.
По мнению Волабуева, «ломать систему» с одномандатниками не стоит, а вот сокращение «списочников» повысит конкуренцию на выборах. К тому же Волабуев заметил, что больше всего от изменений пострадает как раз «Единая Россия», так как по списку проходит львиная доля депутатов именно от этой партии.
Фото Татьяны Григорьевой
С похожим пассажем выступил и депутат-единоросс Владимир Скурятин.
— Если мы откроем любые социальные сети, если мы послушаем любые СМИ, сегодня 99,9% людей, в том числе сторонников КПРФ, говорят о том, что количество депутатов, этих дармоедов, должно быть меньше. […] А мы слушаем сейчас трёх человек, которые просто борются за корочку, — заявил Скурятин.
Самое демократическое решение проблемы количества депутатов предложил участник публичных слушаний Вадим Агаев. По его мнению, решать, сколько горожанам требуется депутатов, должны сами горожане.
— Я предлагаю вынести этот вопрос на всеобщее городское голосование, так как он затрагивает интересы всех избирателей. Провести его можно 13 сентября, когда будет избираться новый созыв. А пока должно действовать нынешнее законодательство, — заметил Агаев.
Ещё одним предложением стало сократить количество депутатов до 27, но уже не за счёт «списочников». Депутат от ЛДПР Наталья Губарева предложила убрать из горсовета депутатов-одномандатников.
Таким образом, в протокол публичных слушаний включили сразу семь предложений, но, как оговорился один из участников, рекомендовать горсовету будут изначальный вариант Бажинова.