Тайна белгородского сияния. Кому вредит зарево от теплиц
Два года назад над ночным Белгородом появилось ещё одно световое пятно — от заработавших в феврале 2016-го теплиц в Новосадовом. Ночное небо города освещают уже 7 гигантских световых грибов. Одних такой свет пугает, другие относятся к нему с юмором. «Это межгалактический фотоновый портал, огурцы — только прикрытие», «зато светильник дома не нужен», «издали похоже на ядерный гриб, романтика» — пишут горожане в соцсетях.
Корреспондент Go31 Юлия Тимофеенко выясняла, кому вредит застветка от теплиц и что с этим делать.
Кому мешает засветка?
Считается, что первыми о световом загрязнении заговорили астрономы. Фонари, вывески с подсветкой, иллюминация мешали изучать звёздное небо, а с развитием городов им и вовсе пришлось уйти в глушь, подальше от населённых пунктов. В 1988 году американские астрономы объединились в Международную ассоциацию тёмного неба. Эта организация борется со световым загрязнением по всему миру: создаёт по всей планете заповедники тёмного неба, чтобы «помочь вернуть ночь». В России таких парков нет.
В ассоциации отмечают, что искусственный свет в ночное время вредит человеку: меняет его биоритмы, повышает риск ожирения, депрессии, расстройств сна, диабета, рака молочной железы.
Но в Белгороде же не так светло по ночам, как в Москве...
Да, все эти проблемы грозят скорее жителям мегаполисов. В Белгороде дела обстоят лучше. Теплицы в Новосадовом и Разумном ярко светят по ночам и, возможно, не представляют опасности для здоровья горожан. Однако учёные из Федерального научного центра гигиены имени Эресмана, где проводят исследования, на основе которых формируются нормы СанПиНа, эту проблему не изучали.
А кому точно вредит свет от теплиц?
По мнению доктора географических наук, профессора НИУ «БелГУ» Павла Голеусова, зарево от теплиц вредит животным и растениям.
— Известны проблемы древесных насаждений, которые в городах теряют свои финофазы (период, который проживает растение в течение года — прим. Go31), то есть не вовремя реагируют на изменения природы: начинают цвести, когда уже нельзя, или сбрасывают листья позже, из-за этого снег на ветвях накапливается и ломает их.
Зарево — большая проблема для перелётных птиц. Основной ориентир у пернатых — звёзды. Из-за засветки они не видны, поэтому птицы теряют направление. Профессор отмечает, что когда птицы сбиваются с курса, они летят через город «на ощупь» и часто врезаются в стеклянные панели.
Стоп, как это нет СанПиНов?
СанПиНов, которые бы регулировали уровень искусственного освещения теплиц и тепличных комбинатов, в России нет. Об этом Go31 рассказали в региональном Роспотребнадзоре.
— Специальными правилами не установлены требования искусственного освещения теплиц и тепличных комбинатов, а также к уровням искусственной освещённости на прилегающей территории селитебной территории и внутри расположенных на ней зданий, — пояснили в ведомстве.
Санитарно-защитная зона (специальная территория, где нельзя строить жилые дома — прим. Go31) вокруг тепличных комплексов составляет 100 метров. А завода премиксов в Шебекине — один километр.
По мнению профессора Павла Голеусова, проблема нормативного регулирования в том, что свет в СанПиНах устанавливается как необходимый фактор, а не как фактор-загрязнитель. Научному центру имени Эресмана при Роспотребнодзоре нужно провести специальное исследование, его результаты лягут в основу нормативов.
И почему же учёные не проводят исследование?
Потому что «не было заявок», как отметил главный научный сотрудник Лаборатории физических факторов центра Юрий Пальцев.
— А мало ли вообще проблем? Исследования не проводились, заявки не было, — ответил профессор на вопрос журналиста Go31. — Эффект от засветки может быть и положительный, и негативный. Это зависит от спектрального состава, да много причин. Чтобы сказать точно, как влияет зарево на человека, нужно ставить эксперимент.
И что дальше?
Власти нам обещают, что Белгородская область станет «тепличной столицей России». До 2020 года в регионе планируют создать 500 гектаров тепличных комплексов.
В 2012 году региональные власти приняли решение по импортозамещению тепличных овощей продукцией местных производителей. В результате появилась концепция «Тепличный кластер 500 га», разработанная корпорацией «Развитие». Согласно ей, к 2020 году в регионе должны построить 500 гектаров теплиц, чтобы занять не менее 10-12% отечественного рынка производств овощей в закрытом грунте. Реализация этой концепции позволит региону стать «тепличной столицей России».
Сейчас специалисты корпорации привлекают в регион инвесторов, в рамках концепции они сопровождают шесть проектов.
Самый крупный из них — тепличный комплекс ООО «Гринхаус» Аркадия Абрамовича, сына олигарха Романа Абрамовича. Общая производственная площадь комплекса — 108 гектаров, а объём получаемой продукции — 93 тыс. тонн в год.
Сегодня в регионе работают семь тепличных комплексов общей площадью 71 гектар.
Фото Максима Левковского