Как разрушить стереотипы и преодолеть безвкусицу. Интервью с руководителем проектов компании «Логотипика»
Нельзя однозначно сказать, что отсутствие эстетического вкуса и непонимание принципов работы корпоративной айдентики в целом характеризует всех бизнесменов Белгорода, но есть ещё много аспектов, над которыми требуется поработать, считает Акулова Ольга, руководитель проектов компании «Логотипика». И это действительно так.
В Белгороде занимает устойчивую позицию мнение, что серьезные проекты лучше заказывать в Москве или Питере, ну хотя бы в Харькове. Основной задачей «Логотипаки» является опровержение этого стереотипа. Студия графического дизайна и рекламы «Логотипика» занимается разработкой логотипов и фирменных стилей; разработкой графического дизайна любых направлений, от полиграфии до наружной рекламы.
Корреспондент Go31 выяснил у Ольги Акуловой, как разрушить стереотипы и преодолеть безвкусицу. В условиях рыночной конкуренции недостаточно иметь хороший товар, нужен сильный бренд, и те, кто понимает это сегодня — завтра будет на коне.
— Ольга, предлагаю начать с примера: к вам приходит клиент, он хочет заказать логотип для бара. С чего начинается процесс создания?
— Хорошо. Для начала нужно определить целевую аудиторию, проще говоря потенциальных посетителей, затем выявить уникальное торговое предложение, которое заставит этих посетителей зайти в бар. И ещё выяснить кучу различных мелочей, для которых мы разработали бриф (анкету). Анкета служит основой, но не руководством к разработке. Если в итоге мы получаем логотип с паспортом, то бриф — это его свидетельство о рождении.
Это нужно для того, чтобы полностью погрузиться в специфику бизнеса, дышать одним воздухом с заказчиком. Мы не просто рисуем красивые козявочки, а разрабатываем свои проекты на основе маркетинга и рекламы.
— Готовясь к этому интервью, я посмотрел вашу страницу в Instagram, там все работы смотрятся достаточно неплохо. Скажите, есть ли скелеты в вашем шкафу, и, если есть, как они там появились.
— Да, скелеты есть. Не все работы попадают в портфолио на нашем сайте, или в инсту. Бывает, что после нескольких правок достойный дизайн становится скелетом в шкафу, и с этим ничего не поделать, заказчик всегда прав.
— Вот у вас в портфолио есть логотип «Вероны», видимо, компания как-то связана с кухней. Основные цвета — красный, золотой и чёрный. Почему так?
— Во-первых, это был ребрендинг, изначально было просто начертание «Верона». Ставилась задача заключить лого в овальную форму и добавить золото. Было немного сложно и весело: заказчик турок и плохо говорил на русском. Но мы справились!
— Мне из-за буквы «N» логотип напоминает что-то японское.
— Да, это восточный оттенок.
— У известного российского дизайнера Артемия Лебедева есть проект «Бизнес-линч», где он дает оценочную характеристику различным работам других дизайнеров. Ольга, вы можете прокомментировать логотип Go31?
— Сама задумка довольно неплоха. Но я бы изменила расположение дескриптора «сайт города Белгорода», более удачно будет, если расположить его в одну сроку, под Go31.ru. Возможно изменила бы оттенок и форму основного шрифта, сделала бы его более острым, как и ваши новости.
— Кстати, пользуется ли Лебедев авторитетом у дизайнеров?
— Безусловно. Лебедев — это бренд и самый известный российский дизайнер, в том числе и благодаря своему эпатажу. Это такой Сергей Шнуров в мире дизайна.
— «Медуза» проводила конференцию для медиа «Шторм», на ней рассказывали о модном тренде — стиле 90-х. Вырвиглазные цвета, наезды текстов на другие элементы и прочее. Как вам?
— Только не в Белгороде. У нас инновации тяжело внедряются. С другой стороны, процентов 70 белгородских сайтов сейчас так и выглядят. (смеётся)
— Как нам известно, вы некоторое время работали в Москве. Чем на ваш взгляд отличаются московские и белгородские заказчики?
— Контраст нас поразил. В Белгороде очень высокий уровень недоверия и это касается не только бизнеса. Некоторое время мы работали без отдела по работе с клиентами, проще говоря, у нас не было офиса. 95% белгородских клиентов отказываются от сотрудничества из-за этого, несмотря на портфолио. По портфолио можно понять всё о дизайн-студии, но в клиенте просыпается маленький советский партизан в тылу врага.
Тем не менее, в Белгороде есть адекватные предприниматели, в большинстве это постсоветское поколение. Как правило, свой бизнес они вырастили сами, без помощи покровителей. Они заинтересованы, чтобы их бренд работал, им не важно, есть офис или нет. Но таких мало, и теперь мы в БЦ «Стлыпинъ» рады видеть всех желающих.
— Окей, с бизнесом понятно, это всё-таки заинтересованные в прибыли люди. Но когда чиновники берутся за логотипы — это уже часто полный мрак. Вспомнить хотя бы бренд Яковлевского района. Что нужно сделать, чтобы привить им вкус?
— Ничего, пока они у власти. Ничего не изменится, пока эти посты не займут представители поколения Y. Есть один персонаж, руководитель одной крупной рекламной компании, который прямо говорит студентам: в моей компании креатива нет, не нужно идти ко мне и рисовать красоту. И потом какая-то серьёзная компания приходит в это агентство, и вот эти люди им рисуют логотипы. Вот так и складывается стереотип, что в Белгороде ни дизайна, ни логотипов нет.
— Неужели всё так плохо?
— Изменения к лучшему всё-таки есть. Ушли ларьки с баннерами из 90-х, замотанные баннерами девятиэтажки, вот это всё.
Так повелось, что работа дизайнеров не слишком ценится в Белгороде. У нас принято в рекламных агентствах, что дизайнер — это что-то само собой разумеющееся, то, что прилагается к баннеру или стенду. Дизайнер обычно работает на окладе, в тандеме с менеджером, но получает меньше, хотя один без другого не может. Тем не менее, пополам ничего не делится. Мы хотим донести, что дизайн — это не просто открыл CorelDRAW и у тебя всё получилось. Здесь нужно образование, знание маркетинга, психологии, истории искусств и много другого.
— А почему вы называетесь «Логотипикой» и у вас вот такой логотип? И чем вы отличаетесь от остальных?
— Что касается названия, то оно несет непосредственную информацию о сфере деятельности и научный подход к работе, ведь и реклама, и маркетинг – это наука. Как, например, физика или математика, вот откуда появилась «Логотипика». Таким образом нейминг нашей студии отражает две концепции: творчество и наука. Что касается исполнения, то наш логотип выполнен начертанием латиницей слова LOGOTYPICA. Ведь на английском языке логотип — logotype. Черный цвет в логотипе отражает уверенность и опыт, остальные цвета — креатив и гибкость, которые выражены в градиентах.
Наше основное отличие от конкурентов заключается в том, что мы точно знаем, что такое логотип, какие функции он выполняет, и, самое важное, — как его разработать. Это не просто слова, а доказательство их и некомпетентность братьев по оружию мы видим на улицах нашего города каждый день.
— Назовите примеры самых крутых ребрендингов, которые вам запомнились.
— Сбербанк приходит в голову. Логотип для 90-х у них был отличный, но они потом поняли, что мир движется вперёд, и сделали ребрендинг. Они переделали практически все точки, работающие с частными клиентами. Раньше «Сбербанк» был как почта: засаленная стойка, очереди, грязные стены. А сейчас всё прекрасно, Сбербанк отличная компания. Банк — это компания, которая должна сберегать твои деньги. И сейчас человек не будет опасаться чего-то. Тем более, у них зелёные успокаивающие цвета. Ему доверяешь.
Ещё один пример. Была такая авиакомпания «Сибирь». У них случилось несколько авиакатастроф. Затем они провели ребрендинг, теперь это S7. Есть люди, которые будут выгораживать свой бренд, а есть те, кто переступит через сложности. Ребята знают толк в маркетинге. Могли бы не угадать, но угадали.
Хороший пример с «Мираторгом». У нас в России есть любовь к этим советским сокращениям, оптторг, розторг, что-то ещё торг. Ну зачем? Вы же с людьми работаете. Но «Мираторг» благодаря своему ребрендингу, шикарным рекламам и визуальному оформлению изменил к себе отношение. Этот «торг» уже не воспринимается как что-то страшное.
— И напоследок: что бы вы хотели сказать нашим читателям?
— Студия «Логотипика» всегда открыта для сотрудничества. Сейчас я имею в виду то, что мы готовы поделиться опытом и знаниями со всеми желающими в том числе и конкурентами. Это важно для создания здоровой конкурентной среды, которая выведет в итоге брендинг региона на путь естественного развития. Хочу заметить, что не ставилось цели оскорбить кого-либо своей критикой.
На правах рекламы