Интервью
17:44, 17 октября 2017 г.

«Это как минимум весело». Экс-журналист Go31 — о работе в самом хайповом футбольном клубе страны

Интервью

Бывший спортивный журналист Go31 Виктор Кравченко в 2014 году отправился из Белгорода покорять столицу и занялся там спортивным PR-менеджментом.

Первый же проект Кравченко назвали лучшим спортивным событием России того года, а сейчас он работает пресс-атташе в самом молодом и модном футбольном клубе России — московском «Велесе».

Об этом клубе второго дивизиона пишут главные медиа страны, а матчи с его участием комментирует сам Владимир Стогниенко — на пару с Кравченко.

Корреспондент Go31 Игорь Ермоленко поговорил со своим бывшим коллегой о работе пиарщиков в российском спорте, отличиях столичной жизни от провинциальной и почему Белгород мог бы спасти имидж России на предстоящем чемпионате мира.


Виктор Кравченко (в голубом) с футболистами «Велеса»

— Расскажи свою историю успеха. Ты уехал из Белгорода в 2014 году в столицу на не самую высокую зарплату, как я понимаю. Что тобой двигало?

— Я бы не называл это историей успеха по ряду причин. Есть много ещё, к чему стремиться. И если говорить о том этапе, который есть сейчас, то суперуспехом я его не считаю, если говорить глобально.

Ну а если по теме, то в 2013 году я принимал участие в конкурсе PR-менеджеров от Ассоциации студенческого баскетбола и на суперфинале в Москве выиграл поездку в Нью-Йорк. А уже в июле мне предложили как раз работу в Москве.

Поэтому первый раз я переехал летом 2013 года. У меня тогда закончился бакалавриат и началось поступление в магистратуру. Поработал месяц и вернулся обратно в Белгород.

— Почему?

— Недели две я ходил и рассказывал всем, что здесь я отучился, в этом городе у меня полно друзей, поэтому надо оставаться здесь, но через три недели началась тоска. Ничего интересного в плане профессионального роста не происходило. До марта 2014-го я решался и понял, что самое правильное решение — дважды окунуться в одну реку, но без действующего предложения на руках. Как показала практика, я не прогадал.

Первое время искал работу, были подработки по баскетболу. Освещал турниры, заработал небольшую сумму. А в июне 2014-го мне предложили перейти в Ассоциацию студенческого молодёжного спорта. Там я занялся организацией фестиваля Moscow Games. Он только выходил на рынок, это был первый год фестиваля — в пиаре самый тяжёлый период для бренда.


Церемония закрытия  Moscow Games 2015. Фото Анастасии Фокиной

У меня была задача максимально придать хайпа в определённой тусовке. То есть я развивал сотрудничество с профессиональными спортсменами и партнёрами. Например, мы с ходу подписали «Спорт FM», «Интерфакс», «Москву 24» и «Россию 2», тогда был такой канал.

А по поводу финансов, я бы не хотел этот момент затрагивать. Маленькая зарплата, не маленькая, не хочу никого обидеть. Да, она была в несколько раз меньше того, что я имею сейчас. В то же время это в несколько раз больше того, что я имел в Белгороде. Это первый опыт и это хорошо.

— Как оценили тебя?

— Наверное, положительно. Фестиваль ведь по сей день проводится. За очень короткий срок, с июня по сентябрь, удалось его собрать с точки зрения пиар-программы, но нас было двое, мы с коллегой Юлей Красновой начинали. А в 2015 году я уже делал один. И потом ушёл: надо было что-то менять в жизни, это нормально.

В целом менять места работы не очень люблю, но иногда понимаю, что это нужно. Выражаясь футбольным языком, не хочется быть «паспортистом», вечно подающим надежды, но при этом не играющим на высоком уровне. Поэтому в такие моменты захожу на HeadHunter. Кстати, в «Велес» взяли именно через него. Радовался до безумия, что детская мечта попасть в футбольный клуб сбылась.

— Ты упомянул несколько крупных изданий, налаживал контакты с известными спортсменами. Наверное, теперь эти контакты помогают в работе с «Велесом».

— Безусловно. Некоторых я уже считаю своими друзьями. Тот же Костя Игропуло, гандболист сборной России, я с ним познакомился благодаря Moscow Games. Сейчас у нас с ним есть совместные проекты и мне лестно и приятно, что мы по сей день общаемся. Когда приходишь в новый проект, тебе намного легче, когда у тебя в разных сферах есть знакомые. Можешь этих подтянуть, с этими поговорить, это не то, что ты приходишь на голое поле.

— Этот год был уникальный в плане открытия двух клубов. Все сейчас говорят про «Велес» и «Арарат». Они гремят, и это заслуга пиарщиков. Но если над последним часто смеются, то вас очень круто восприняли как журналисты, так и в соцсетях. Вы генерируете множество инфоповодов, взять те же донаты на трансфер Погребняка. Как вам это пришло в голову? Согласовываете ли вы это с руководством клуба? Как это устроено изнутри?

— Во-первых, мы не «Арарат» и сравнивать нас глупо, учитывая тот ресурс, который есть у их президента Арама Габрелянова. Он успешный медиаменеджер, учитывая бюджет и трансферы, понятно, что «Арарат» — это клуб, который очень круто распиарен. Это факт и с этим спорить глупо.

Открытие мы или нет — ещё есть «Казанка», которая является фарм-клубом «Локомотива», которая нормально пропиарилась за счёт подписания Димы Сычёва. То, что у нас есть публикации в СМИ, мы смогли заинтересовать — это не только моя заслуга, но и Жени Шиленкова, нашего президента. Я когда-то пришёл к нему с идеей вести блог на Sports.ru, и он это поддержал. Без этого, возможно, хайпа по поводу «Велеса» могло бы и не быть. Ну и в целом наш президент — человек, который адекватно оценивает происходящее, работать с Евгением одно удовольствие. Иногда не понимаю, как у него на все хватает времени — он является топ-менеджером финансовой компании, но всегда в теме того, что происходит в клубе.

Нам изначально понравилась мысль, что мы клуб открытый и писать про нас можно вообще всё. Недавно журналист «Чемпионата» Антон Михашенок ездил с нами на выезд и писал даже о том, где наши футболисты, прости за выражение, ссут. И мы это резать не стали. Вообще, если журналист федерального уровня едет с тобой и пишет всё, что есть, то зачем что-то править? Всё, что он пишет, является истиной, и мы только «за». Антону большое спасибо. Совсем скоро, кстати, в его проекте «Никому не нужный футбол» выйдет (уже вышло) интервью с нашим президентом. Подписывайтесь все, это лучший паблик о российском футболе на данный момент.

— А что касаемо ваших крутых кейсов?

— У нас нет никаких этапов согласования. Но у нас есть очень комфортная для работы обстановка, что редкость. Самое страшное, когда люди делают условные чайники и думают, что делают Apple. Увы, я раньше с таким сталкивался, и тут у тебя теряется понимание. Плюс миллион раз могут идею обдумывать и у неё просто теряется ситуативный тайминг, а тебе потом приходится сидеть и удивлять ещё чем-то. В «Велесе» такого нет.

Мне лично очень многое с точки зрения этого комфорта дает наш начальник команды Антон Чернышев – уникальный человек, может и пихнуть, но всегда за своих сотрудников и футболистов стоит стеной. Очень много чему есть поучиться, когда в коллективе работают профессионалы. В такой атмосфере, когда тебе хочется приходить на работу, мы и создаем многое.

Про донат Погребняка мы придумали с оператором, кстати, бывшим студентом журфака БелГУ, он сейчас работает в киберспорте, где тема «пожертвований» не является ноу-хау. Мы говорили про донаты, почему никто из футбольных клубов не собирает донат на трансляциях, и просто по фану решили, что это как минимум весело. Окей, донат добавим, а на что деньги будем собирать?

В это время как раз «Арарат» подписал Павлюченко, мы подумали, а давай на Погребняка соберём. Они же конкурировали в сборной и очень похожие по стилю игроки. Сколько денег собирать? Ну, давай тысяч двести напишем? А давай. И всё.

Вообще никто тебе ничего не скажет, если ты во второй лиге ничего не делаешь. Это норма, к тебе не будет претензий, в отличие от топ-клубов РФПЛ. Но если ты делаешь что-то, выделяешься, то на тебя обращают внимание.

— Это всё вот так выдумывается в весёлых беседах?

— У нас есть отдел пиара, где есть я и два стажёра. Они помогают мне по работе с болельщиками, что очень тяжело. На вторую лигу в Москве тяжело собрать 700 человек, что мы сделали в матче с «Чертаново».

Идеи в основном возникают просто так. Давайте замутим, попробуем, не закатит — не закатит. Нет такого, что мы долго сидим, собираем фокус-группу, тестируем что-то. И понятно, что мы не будем повторять кейсы других команд. Все знают, что Стас Меркис ведёт крутой твиттер «Енисея», и делать что-то похожее будет не круто.

— С Погребняком закатило, он после этой истории пришёл к вам на матч и засветился на трибунах. Может, это такая многоходовочка была и Павел изначально всё знал?

— Нет, никакой договорённости не было. Могу честно сказать, что мы не были знакомы до матча. Здесь абсолютно не было никакого PR-плана, типа мы подпишем его зимой, а это была прелюдия. Точно нет.

— Скажи, а вот вы сейчас привлекаете болельщиков. Кто они? Жители района, семьи? Или же стремитесь собрать фанатскую тусовку вокруг клуба?

— Что касается болельщиков и «околофутбола», то могу сказать, что бренд у нас новый, команда новая. Позиционирование у нас идёт local team. Например, весь Бруклин болеет за «Бруклин Нетс», и мы тоже хотим, чтобы район Савёловская и Северный округ поддерживали нашу команду. Сейчас аудитория разношёрстная, много семейных. Но молодые клубы все так начинают. На последнем матче с «Казанкой» около 40 человек нас поддерживало, фанаты они или нет – не важно, но если послушать, какой рев был после забитого мяча Денисом Санталовым на «Сапсан-Арене», не сразу скажешь, что мы играли в гостях. Я два последних выезда сам провожу на фанатской трибуне, не считаю в этом ничего зазорного, прямые руки вверх не бросаем, матом не кричим. Кричим, поддерживаем наших ребят.

— Ты работаешь в Москве, в моднейшем клубе. Тусуешься со Стогниенко, комментируешь с ним матчи. К вам приходит Погребняк. Дома хвастаешься перед девушкой или родителями?

— Конечно, это приятные факторы, которые способствуют большему интересу к работе. Мои родители живут вне спортивного дискурса, и для них будет непонятно. Дедушка всегда успехам радовался, он привил мне любовь к футболу.

По поводу девушки хочу сказать, что во многом благодаря её поддержке как раз получается делать многие вещи так, как они делаются. И за это я ей благодарен. Кстати, именно она мне год назад сказала, что нужно пробовать и расти дальше и она смотивировала подать резюме в «Велес».

В целом я спокойно ко всему отношусь. Выпячиваться — не мой путь.

— Давай отвлечёмся от спорта. Чем для тебя принципиально жизнь в столице отличается от провинциальной?

— Уровень жизни выше. На море ни разу за последние четыре года не был.

— Вообще в отпуск не ходишь, что ли?

— Почему-то так обстоятельства сложились, что на море не был. Погоди, обманываю. Я организовывал фестиваль в Крыму, но это по работе и я не искупался даже. А в отпуск хожу, зимой были с девушкой на Камчатке. Но у неё это был переход между двумя работами с слишком шикануть и куда-то поехать нельзя было. На эту зиму у меня большие планы.

В целом же один проект сменяет другой, очень много работы. Во многом, поэтому я бросил магистратуру. Тупо не было времени поехать на сессию. Как-нибудь в другой раз её закончу.

— Москва тебе нравится?

— Да, из всех городов, где я был, Москва самый удобный для жизни город, тут много парков, многое делается для комфортной жизни людей. Ну и плюс, тут центр нашего спорта, можно за один день сходить на футбол, потом на хоккей. Ну а мне, собственно, это интереснее всего.

— Тебе, правда, так интересен спорт?

— Да, и ни в чём другом я себя никогда не видел. С самого детства увлечён этим явлением, которое называется спорт. Раньше смотрел очень много футбола, сейчас меньше. Успевал и Лигу Чемпионов глянуть, и матчи чемпионата России. Когда жил на Камчатке, вставал в 3-4 часа утра, чтобы глянуть центральный матч чемпионата России, а иногда даже матчи условно уровня «Тосно» — «Уфа». На даче на Камчатке через аккумулятор автомобиля Москвич на черно-белом телевизоре смотрели матч Украина – Саудовская Аравия с дедушкой в 2006 году в 5 утра.

Ну и вообще во всех городах, где бываю, стараюсь смотреть, какие команды есть, какие виды спорта развиты. Это то, в чём я понимаю. Несколько раз в Белгороде я пробовал работать в других сферах. Например, в молодёжном журнале «Репортёр», если помнишь. Ещё работал пиарщиком в «Никсе». Это вообще всё как-то мимо, не очень хорошо получалось. То, что мне не интересно, я не могу делать качественно.

Поэтому «Велес» — как первая любовь, история, которую я никогда не забуду, хотя бы потому, насколько искреннее я в неё верю.

— Скажи, какие спортивные медиа стоит читать? Какие блоги или издания авторитетные и их не стыдно открыть?

— Это отчасти провокационный вопрос, я не хочу никого обидеть. В разных СМИ у меня есть знакомые и друзья. Но могу сказать, что мне вообще не стыдно за российскую спортивную журналистику. Могу сказать респект «Р-спорту», Sports.ru, «Евроспорту», они делают большую годноту. Ещё «Чемпионат» и «Спорт FM». Но ещё раз хочу сказать, что все наши спортивные истории классные, и то, что издания популяризируют спорт — это правильно.

— Ты сказал, что бываешь в городах. Какие тебе особенно запомнились?

— Выделю Калининград. Это такой самобытный город с великолепной архитектурой. Складывается ощущение, что я нахожусь где-то в Польше или Германии, он не похож на Россию. Очень комфортно было находиться. Ещё очень понравился Иркутск. Не очень долго я там был, но скажу, что классный город. И Байкал недалеко. Всем рекомендую, второе, наверное, место. А третье… Банальным не хочу быть, но Белгород.

Потому что реально если его сравнивать с большинством городов, где побывал, Белгород я бы поставил на третье место за его чистоту, инфраструктуру, как визуально всё выглядит. На «Спортсе» недавно выходил материал «5 городов, которые спасли бы репутацию России на ЧМ-2018» и Белгороду там дали третье место как раз по тем же причинам. Я согласен с автором.

— Повторяться, по твоему мнению, нельзя, но ведь всё равно же ты запоминаешь лучшие кейсы коллег. Что бы ты выделил в плане пиар-акций?

— Если говорить о коммерческих историях, то мне всегда было симпатично то, что делает Aviasales. В топе всегда компании, у которых маржинальность очень высокая. Например, это банки, интеграции «Яндекса» и «Убера», видеоблоги. Нативная реклама — тренд 16 и 17 годов.

Если про спортивную историю, то это то, как «Зенит» ведёт свои соцсети. Ситуативный маркетинг это тоже один из трендов. Круто, если ты умеешь быстро на что-то реагировать. На ум сразу приходит конфликт газеты Daily Mail и «Зенита». Они включили логотип «Зенита» в список самых стрёмных логотипов мира. «Зенит» потом их классно потроллил.

Стараюсь смотреть и на Запад. Например, футбольный клуб из США «Атланта Юнайтед» перед своим первым сезоном продал сразу 21 тысячу абонементов, не отыграв ни одного официального матча. А через год они построили шикарную «Мерседес-арену» вместимостью 70 тысяч человек и заполнили её.

И вообще то, как работают в Штатах — это уровень «космос». Но это значит только одно, нам есть к чему стремиться. Поэтому чего бы ты не добился, есть всегда куда расти. Если ты это понимание теряешь и тебе срывает голову, значит, ты начинаешь деградировать.

#Велес #Виктор #Кравченко #интервью #футбол #спорт #журналистика #PR
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"