«В Ирландии никто друг друга не разглядывает». Хозяин Hamilton`s — об агрессии и дружелюбии
Недавно Go31 рассказывал об ирландской столице Дублине, её жителях, идеалах и пабах. Как известно, в Белгороде есть свой маленький островок Ирландии — паб Hamilton`s. Своими жёлтыми стенами он выделяется на фоне заводских труб и серого ландшафта промышленного района на улице Мичурина. Корреспондент Go31 Мария Литвинова сходила в Hamilton`s и поговорила с его хозяином Константином Лелюком. До этого он давал интервью только ирландским СМИ, которые писали о белгородском феномене.
В продолжение ирландской темы — о бизнесе, национальном духе и, конечно, разнице в культуре пития.
— «Hamiltons» открылся в Белгороде в 2006-м, получается, был юбилей?
— 10 лет ему только будет. Построили в шестом году, но он ещё не работал. В течение года получали лицензию на спиртное. А строили почти 5 лет.
— А до этого чем занимались?
— Да и занимался, и занимаюсь много чем. Разноплановый бизнес. Мойка, заправка, другое. Нас двое с компаньоном.
— А потом побывали в Ирландии и..?
— Всё было наоборот. С другом съездили в Харьков и зашли в ирландский паб. Понравилось их пиво. «Мёрфис» продавался ещё. Вы знаете такое?
— Нет.
— Вроде «Гиннеса». Потом нам надоело в Харьков ездить, решили здесь построить такое же заведение, чтоб туда не мотаться (смеётся).
— И начали строить посреди промзоны в Белгороде. Вокруг — склады, заводы, автомастерские.
— Где была возможность, там и построили. Но я считаю, место здесь нормальное, даже отличное. В центре трудно было бы построить четырёхэтажное здание. А тут не так далеко, на такси за 100 рублей из любого конца города можно доехать.
— Но пейзаж вокруг, конечно, не дублинский.
— Между нами говоря, у нас и в центре не особо дублинский пейзаж, сами понимаете. Какой есть.
— А потом всё-таки побывали в Ирландии?
— Уже года три мы строили паб, стены стояли. Подумали: почему б в Ирландию не съездить, не посмотреть? Мы-то уже считали, что знаем всё. Объездили же ирландские пабы в Киеве, Харькове, Москве, Питере.
— Приехали, а там всё по-другому?
— С первого раза мы там ничего особенного не увидели. Интересная страна, о ней много говорят. Потом три, четыре, пять. Год прошёл. И тогда начали понимать, что мы далеко не всё знаем об ирландских пабах.
— И что вам открылось?
— Одно единственное — люди. Сравнить ирландского человека ни с кем нельзя, он реальный инопланетянин. Смотрели фильм «Чужие»? Нет, не «Чужие». Пусть будут «Иные». Вот это они. Сейчас я начинаю понимать, почему они такие дружелюбные и отзывчивые в первую очередь. Внимательные. Маленький остров, климат своеобразный, условия жизни, трудная история. И получился ирландец. Агрессии там в людях вообще нет. Они все такие… friendly.
— Говорят, они много пьют. Правда?
— Много. Но, мне кажется, больше пьют шотландцы. При этом есть разница: если у нас человек либо пьющий, либо не пьющий, то там пьющие все. Но и пьют у нас и у них по-разному. Выпить в обед пинту-две пива и пойти дальше работать — у ирландца и ирландки в порядке вещей. Просто они люди другие, с другими традициями пития и стилем жизни. С ирландцем сложно работать, он живёт в отдыхающем режиме, кайфуя. Может забыть, не написать. И я говорю о целой нации. Их не интересует, как ты одет, порядок ли у тебя в доме. Им главное, чтоб было удобное кресло и камин. И не было дождя.
— Как думаете, вам удалось как-то повлиять на белгородцев, сделать их немножко ирландцами за 10 лет?
— Я думаю, нет. Я очень много вожу в Ирландию и сотрудников, и посетителей. Может быть, где-то кто-то приближается к ощущению. Но переделать — нереально, да и зачем? Вот видите, сидит, смотрит на нас (показывает рукой на бармена). Ирландский бармен никогда не будет рассматривать. Прошёл мимо, ляпнул шутку какую-то. Просто там воспитание одно, у нас —другое.
— В пабе в Ирландии возможен такой конфликт, который не так давно произошёл в стенах Hamilton`s с президентом федерации кикбоксинга, который оскорблял девушек и даже ударил кого-то?
— Там такого, конечно, не может быть. Вообще это наш друг. Считаю, это была провокация. Он выпивший человек, зачем было его трогать? Понятно зачем, чтоб прославиться. Торопились видео записать, бегали. В Ирландии такое невозможно. Там паб стопроцентно переполненный, но ты сидишь там один, нафиг никому не нужен. Там даже никто тебя взглядом не коснётся, ты защищён, неприкосновенен, у тебя есть личное пространство. Здесь — ты на обозрении. Но я думаю, что и президенты федераций бокса там по-другому себя ведут.
— Как набираете сотрудников?
— С трудом. Так и отметьте. Тяжело очень найти. Я работал там-то, там-то, — лучше б ты нигде не работал. Перевоспитать сложнее.
— А что нужно уметь, чтоб вы взяли на работу?
— Да ничего не нужно. Есть человек, который должен делать вот так, а у него голова по-другому заточена. Он не понимает. Я стараюсь возить. Но наши люди не видят, на что нужно обращать внимание. Не видят разницу.
— Как часто бываете в Ирландии?
— По необходимости (улыбается).
— Это прибыльное предприятие, или всё-таки больше для души?
— Прибыльность паба от курса рубля зависит. Евро поднимется — рубль упадёт. Но я не могу пиво стоимостью в 300 рублей поставить по 500, у людей не будет денег его купить.
— В Белгороде никто не рискнул повторить ваш эксперимент?
— Я Белгород сейчас плохо знаю. Я белгородец, но последние 10 лет просто делаю своё дело и не смотрю по сторонам.
— Есть идея расшириться, открыть второй паб в городе?
— Если бы деньги были, конечно, сделали бы и пять, и шесть, и десять.
— Вы гордитесь своим пабом?
— Это часть моей жизни. Для меня — глоточек Ирландии. Мне кажется, нельзя гордиться пабом, он может нравиться или не нравиться.
— Вам нравится?
— Не очень. Потому что в ирландских пабах я отдыхаю, а здесь — работаю. Если бы вы оказались со мной в Ирландии, я бы показал вам то, что мне нравится. Пабы, где я могу сидеть просто сутками. Здесь, конечно, не то совсем. Людей же не перевезёшь. А они — самое главное. Что по ту сторону барной стойки, что по эту. Друзья спрашивают: зачем ты опять поехал в Ирландию? Твой паб и так самый лучший. Ребята, здесь пародия!
— Довольно откровенно.
— Что могу сделать, делаю. Этому зеркалу около 300 лет, оно из Белфаста. Представляете, в него 300 лет смотрели ирландские глаза, отражались там. Это такой впрыск ирландской идеи, ирландской улыбки. Чтоб понять Ирландию — посмотрите пару фильмов об Ирландии. «Однажды в Ирландии» и «Сюрприз старины Неда».
— Здесь мало кто говорит Hamilton`s, так и говорят — ирландский паб.
— Я считаю, что паб не должен называться ирландским пабом. Слово «паб» означает публичное место, public place, где люди собираются. Это не собственное имя. Но для России это не понятно. Таксисту говоришь: в ирландский паб. А хотелось бы, конечно, чтоб говорили: в «Хэмильтонс».
— А кто говорит? Что у вас за публика?
— Я бы хотел на всех рассчитывать. Чтоб это было настоящее public place. Не знаю, насколько получается. Цены, к сожалению, отпугивают молодёжь, но она через два-три года становится нашими основными посетителями.
— Для вас существует такое понятие, как ирландский дух?
— Я не знаю, что это. Для меня они просто люди. Дух — это книжное что-то. О шотландцах есть фильм «Храброе сердце», но разве все шотландцы — «храброе сердце»? Так-то за свою независимость в мировой истории многие страны боролись.
— Можете представить, что открыли бы когда-то не паб, а пиццерию?
— Может быть, если бы я любил пиццу или Италию.
Мария Литвинова, фото Аллы Григорьевой