У сотен белгородцев отказались принимать свидетельства о поверке газосчётчиков. Что происходит?
Абонентские службы «Газпрома» в Белгородской области отказались принимать свидетельства о поверке газовых счётчиков у более двухсот абонентов. Большинству из них теперь начисляют плату по нормативу и предлагают установить новое оборудование за свой счёт.
Ранее все пострадавшие воспользовались услугами компании «Газсервис»: единственной в регионе фирмы, делающей мобильные поверки без снятия счётчиков. Компания в свою очередь обвиняет «Газпром межрегионгаз Белгород» в доминирующем положении на рынке: он не принимает у людей документы «Газсервиса».
Go31 коротко рассказывает, что происходит в регионе на рынке поверок газовых счётчиков и что теперь делать людям.
Месяц на ответ
Александр Чебаков из Шебекина в первой половине мая отдыхал в отпуске. Когда вернулся, соседка принесла ему квитанцию об оплате коммунальных услуг. Внизу жирным шрифтом он прочитал, что срок действия счётчика до ближайшей поверки истекает в первых числах июня.
На этот случай у Александра хранилась брошюра «Газсервиса»: компания предлагала абонентам выполнить поверку, не снимая счётчика, всего за час. Такой вариант его устроил, ведь времени оставалось не так много.
В скором времени к шебекинцу приехал рабочий компании. Вместо того, чтобы по-старинке снимать счётчик, специалист подключился к газовой трубе, замерил расход и выписал свидетельство о годности прибора.
Однако в абонентской службе Шебекинского района этот документ не приняли. Там Александру заявили, что свидетельство от «Газсервиса» не подходит. На просьбу выдать официальный отказ, в абонслужбе ответили, что оформят его не раньше месяца.
— Пару дней назад мне пришла новая квитанция. Газ мне посчитали по нормативу, получается, за прошедший месяц я задолжал газовикам 6 700 рублей, — сетует Александр на сумму, которую никогда не платил за газ даже в холодное время года.
Причины, по которой его свидетельтво не приняли, мужчине не озвучили до сих пор.
Родом из Белгорода
Мобильные поверки получили большую популярность в 2014 году. Практически во всех регионах страны существуют компании, предоставляющие абонентам такую услугу. Где-то мобильные поверки осуществляют даже государственные центры стандартизации метрологии (ЦСМ). В Белгороде работают две компании, которые владеют таким оборудованием, но лишь одна предоставляет услуги жителям региона — «Газсервис».
Как отмечает заслуженный метролог региона Александр Куцобин, мобильное оборудование для поверки газовых счётчиков изобрели в Белгороде. В 2000-м году инженер Илья Горбунов придумал установку «КРАБ-М». Больших финансовых успехов ему это не принесло, но дело осталось живо. Через несколько лет оборудование доработала ростовская компания «Турбулентность-ДОН», и теперь им пользуются по всей России.
Однако в родном городе прибор не прижился. Сейчас в регионе существует две компании, владеющих мобильным оборудованием для поверок Заместитель генерального директора по реализации газа в «Газпром межрегионгаз Белгород» Юрий Мухин в разговоре с Go31 отметил, что всего в области существуют пять компаний, который занимаются поверками. В их числе государственный ЦСМ и газпромовский реализатор газа.
Вопросы к руководству
Лариса Меньшикова из Строителя, как и Александр, заказала мобильную поверку, но, в отличие от него, заранее. Счётчик на её кухне невозможно открутить. Гайки навечно приварены к трубам, поэтому для традиционной поверки прибор пришлось бы вырезать болгаркой. Это подразумевает дополнительные траты денег и времени.
Лариса Меньшикова передала свидетельство в абонслужбу ещё в середине мая. Документ с ответом ей вручили через месяц. В нём говорится, что свидетельство о поверке и протокол оформлены с нарушениями требований нормативно-правовых актов. В частности, значения фактической относительной погрешности измерения объёма газа, указанные в протоколе, превысили предельные величины, установленные в описании типа счётчика.
В местной абонслужбе «Газпром межрегионгаз Белгород» корреспонденту Go31 предложили обсудить с руководством вопрос о непринятии у абонентов результатов поверок. Однако позже выяснилось, что сейчас руководство находится на совещании, и журналистам стоит обращаться в главный офис компании по региону.
Уже упомянутый замдиректора по реализации газа Юрий Мухин убеждал Go31, что абонслужбы принимают свидетельства клиентов «Газсервиса», однако бывают исключения, когда документы неграмотно оформлены.
В «Газсервисе», в свою очередь, отмечают, что абонслужбы в принципе не должны требовать у абонентов протоколы. Юрист компании Алексей Хапилин ссылается на соответствующее постановление правительства. Однако Юрий Мухин считает иначе. По его словам, абонслужбы всегда принимают свидетельства только с протоколами, где указаны все данные о поверке.
Ради эксперимента корреспондент Go31 позвонил в абонслужбу по Белгороду и представился клиентом государственного ЦСМ. В телефонном разговоре он спросил оператора, могут ли у него принять свидетельство о годности счётчика без дополнительных сведений в протоколе.
— Да, мы принимаем так, приносите, — сообщила оператор на другом конце провода.
Пять районов прокурора
Сейчас «Газсервис» намерен привлечь к ответственности «Газпром» за фактический отказ принимать документы от сертифицированной компании. Организация подала сразу несколько жалоб в районные прокуратуры, а также в региональное управление Федеральной антимонопольной службы.
Согласно этим документам, имеющимся в распоряжении Go31, свидетельства перестали принимать у жителей Старооскольского, Губкинского, Шебекинского, Яковлевского и Новооскольского районов. А вот у белгородских абонентов пока всё в порядке.
В региональном УФАС нашему изданию сообщили, что уже приняли документы по этим заявлениям, жалоба находится на стадии рассмотрения. Отметим, что белгородские антимонопольщики не впервые рассматривают жалобы «Газсервиса» на «Газпром». В 2016 году управление ФАС трижды возбуждало дела о недопуске компании на рынок, но откладывало их: поставщик газа обещал учесть претензии и принимать свидетельства от абонентов.
Будет хуже
Существует вероятность, что людям, воспользовавшимся услугами «Газсервиса», предложат переповерить счётчик в другом месте, а время простоя посчитают по нормативу, то есть сумма в квитанциях увеличится в несколько раз.
Однако возможен и другой сценарий. В 2014 году, когда «Газсервис» впервые вышел на рынок поверки счётчиков, «Газпром межрегионгаз Белгород» также не принял у абонента свидетельство. Мужчина обратился в суд и потребовал вернуть деньги за некачественную услугу, а также компенсировать сумму за газ, начисленную по нормативу. Однако суд признал, что услуга была выполнена качественно, а газовики злоупотребляли правом и доминирущим положением на рынке. Деньги в итоге вернул «Газпром».