«Жёсткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показал молодого героя нашего времени
Белгородская театральная публика на минувших выходных смогла во второй раз погрузиться в международный фестиваль «Наш кислород», который организовал независимый театр «Новая сцена-2» и его режиссёр Оксана Погребняк.
10 театров из России, Украины и Белоруссии привезли с собой спектакли по рассказам и пьесам современных драматургов и писателей, демонстрировали мастерство в читках и наблюдали за опытом своих коллег.
Фестиваль в стенах Центра народного творчества (ДК «Юбилейный») и на площадке белгородского театра «Спичка» успел получить множество отзывов от зрителей, журналистов и жюри. Вдыхала «Наш кислород 2.0» и редакция Go31.
Записаться на любой спектакль в два дня фестиваля было если не невозможно, то, по крайней мере, проблематично. Места на большинство вечерних постановок занимали заранее.
«Разговоры влюблённых...», «Нетеатр драмы и комедии», Н. Новгород.Фото Антона Вергуна
Жюри предстояли сложные фестивальные выходные, их ждали три читки и восемь спектаклей в исполнении театров из Харькова, Тюмени, Астрахани, Бреста, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Воронежа и Белгорода.
Член жюри, главный редактор сетевого издания «Fonar.TV» Андрей Маслов уже во второй раз судит «Наш кислород». По его словам, он оценивал постановки с эмоциональной точки зрения, так как единственный из членов жюри не имеет профессионального отношения к театру.
— Как и год назад, я освободил себя от всех дел на два дня, так как в театр надо погружаться с головой, — рассказал Андрей Маслов. — Некоторые вещи пробивали меня до слёз, заставляли по-другому посмотреть на какие-то вещи. Были и те, что не тронули. К примеру, постановка воронежских ребят «Anthropogen. Modernity» меня абсолютно не зацепила. Интересным показался текст пьесы, но как это было сделано — на уровне агитбригад, словно до меня пытались донести банальные вещи с посылом открытия какой-то истины. Мне сложно было высидеть, хотя коллеги пьесу защищали.
Воронежский «Anthropogen. Modernity» — спектакль с необычной конструкцией. Четыре героя в одном ряду, без какой бы то ни было очерёдности, быстро обмениваются короткими фразами, составляя общую картину о развитии человечества и вселенной. Сначала просто стоя, затем прыгая на гимнастических шарах, а после и вовсе в нервном и дёрганом танце. Эта симфония продолжается больше часа, каждый раз сменяя темп спора героев: половине зрителей она успевает наскучить, другие же до самого конца бегают глазами от одного артиста к другому — в зависимости от того, кто говорит в данную секунду.
«Dreams», студия «Луна», Тюмень. Фото Антона Вергуна
Кому-то спектакль мог показаться банальным скоростным чтением текста, тем не менее, нескончаемые аплодисменты и крики «браво» сказали всё за жюри и критиков.
Андрей Маслов выделил спектакль организаторов фестиваля театра «Новая сцена-2» «Города одиночества», который шёл вне конкурса.
— Он очень силён, и воздействовал, судя по отзывам зрителей и коллег в жюри, не только на меня, — рассказал Андрей Маслов. — По своей журналистской профессии я часто пишу заметки о пропавших людях, которых ищут волонтёры и полиция. Этих случаев так много, что мы не интересуемся, почему этот человек ушёл, что с ним произошло, посмотреть на это с человеческой стороны.
Андрей Маслов отметил спектакль «Студии Project» из Москвы, хотя его оценка расходилась с мнением других членов жюри.
«Дочка» московского театра «Студия Project» — двойной моноспектакль по одноимённому рассказу Захара Прилепина и пьесе Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце».
Первая дочка — супруга рассказчика. Она капризная и никогда не признаёт своей вины. Герой принимает это и решает, что настоящий мужчина должен всё прощать своей возлюбленной — и относиться к ней, как к дочери.
Вторая дочка — сама героиня. Она нежеланный ребёнок для своего отца, который хотел мальчика, а за девочку стал избивать жену. Несмотря на приставку «моно», играют в постановке двое. На стене артисты проецируют рисунки второго актёра, который делает их в одном темпе с сюжетной линией с рассказчицей.
Обе истории печальные, удручающие, безнадёжные. Философия героев странная и не сулит им ничего хорошего.
«Колыбельная Марселя Марсо», «Новая сцена-2», Белгород. Фото Аллы Григорьевой
На читку собственной пьесы «Колыбельная Марселя Марсо» из Екатеринбурга приехала драматург Мария Конторович. Автор пьесы рассказала Go31, что была в восторге от исполнения её произведения артисткой белгородской «Новой сцены-2». Пьеса была написана по заказу, но уже несколько раз ставилась в разных городах.
В итоге члены жюри сошлись в том, что достойной победы в фестивале стала постановка белорусского театра «Напротив» под названием «Билингвы».
— По форме «Билингва» — вербатим, вербальный спектакль, актёр его полностью выдержал и смог погрузить зрителя. Тема во многом филологическая, но затрагивает и проблемы соотносимости себя и культуры, в которой вырос, как люди восприняли отношение к национальному языку, хотя привыкли говорить по-русски. Несмотря на то, что часть монологов звучала на белорусском языке, работа звучала очень понятно и актуально. Ведь в белгороде похожая ситуация — в суржике смешались слова двух языков, русского и украинского.
По словам Андрея Маслова, жюри пытались понять, где актёр играет, а где — его личная гражданская позиция.
«Билингвы», актёрская компания «Напротив», Брест. Фото Антона Вергуна
Много дискуссий в жюри вызвал спектакль «Френдзона», в которой, по словам Андрея Маслова, подростки показаны такими, какие они есть.
«Френдзона» астраханского театра «Периферия» вывела на шквал эмоций зрителей в большом зале. История четырёх влюблённых подростков в исполнении молодых артистов звучала жёстко, искренне и вполне правдоподобно, а зрители всех возрастов узнавали в персонажах самих себя — безответно влюблённых, безнадёжно любимых, снедаемых страстью и ревностью. Два положительных героя, которым на протяжении двух часов сочувствуют зрители, в последние минуты меняются местами с отрицательными. И эта метаморфоза ещё раз показала — во всех нас одновременно живут и жертвы, и палачи, поэтому не стоит категорично судить о других, а стараться почаще смотреть на себя и последствия своих поступков со стороны.
Что касается постановки белгородской «Спички» «Собаки и люди», то жюри сошлось в том, что работы других участников фестиваля оказались сильнее.
«Френдзона», театр «Периферия», Астрахань. Фото Антона Вергуна
— Мы увидели попытку синтеза музыки, поэзии и театра, но картина целиком не сложилась, — пояснил главред «Фонаря». — Но в любом случае с фестиваля я не ушёл пустым, я получил духовную пищу, это для меня самое важное.
Начальник отдела по связям с общественностью БГАДТ имени М.С. Щепкина и заместитель председателя белгородского отделения Союза театральных деятелей Наталья Почернина поделилась с Go31 своими впечатлениями о фестивале.
— У всех членов жюри свои предпочтения, но в конце пришли к единому мнению, — рассказала Наталья Почернина. — Это было безумно полезно и интересно для меня — увидеть поиски молодого театра, то, что ещё не устоялось, это развивает театр и обогащает его. Я очень рада, что гран-при получил спектакль «Билингвы». В нём человек пытается себя понять, самому себе ответить на вопрос — «кто я?». Меня это привлекло и показалось очень важным.
«Френдзона», театр «Периферия», Астрахань. Фото Антона Вергуна
Наталью Почернину порадовала постановка москвичей «Центр памяти», «традиционная учебная работа, но вполне заслуживающая внимания и профессионального интереса». «Френдзона», по мнению члена жюри — совсем другая драматургия о сегодняшних подростках, остро-современная.
— Сниженная лексика, жёсткие отношения, но мне очень понравилось, что пьеса выводит к свету. Мне казалось, что в конце режиссёр немножечко переборщил, выпустив на сцену яркую массовку, может быть, ему стоило бы оставить зрителей наедине с героями, которые потерпели крах и всё же нашли друг друга.
По словам Натальи Почерниной, фестиваль «Наш кислород» помогает увидеть, какие темы волнуют современников, какой герой выходит на первый план.
— Искусство вообще не занимается счастливыми людьми, если в его жизни есть драма, поиск, тогда он интересен, — пояснила она. — Благодаря фестивалю я остро увидела проблему одиночества, поиска себя, разлада с жизнью. Но при этом человек надеется на спасение, свет, любовь.
По словам организатора фестиваля и режиссёра независимого театра «Новая сцена-2» Оксаны Погребняк, второй «Наш кислород» получился ярче и дался сложнее.
— Репертуар был намного разнообразнее, гораздо шире география, — рассказала Оксана Погребняк сайту Go31. — В жюри проходили настоящие дебаты, даже конфликты, с трудом пытались найти компромисс в оценках. Но споры были не только среди членов жюри, полярные мнения высказывали и зрители.
Режиссёр и организатор фестиваля Оксана Погребняк. Фото Аллы Григорьевой
Как призналась режиссёр «Новой сцены-2», в этом году и организация фестиваля далась театру тяжелей. Если в прошлом году «Наш кислород» проводился на грант, выигранный театром на форуме проектов «Таврида», то сегодня артисты делали его за свой счёт. По этой причине организация третьего фестиваля через год — под большим вопросом.
— Мы весь год играли спектакли, и все собранные деньги потратили на организацию фестиваля, — пояснила Оксана Погребняк. — Работая целый год ради двух дней — означает, не улучшать материальную базу своего театра. Проводить фестиваль — очень тяжело морально и физически, а в условиях отсутствия финансирования — ещё и технически.
Тем не менее, Оксана Погребняк призналась, что ей самой удалось посмотреть единственный спектакль фестиваля — «Билингвы» брестской актёрской компании «Напротив». И он, по её словам, её очень впечатлил.