«Отдай половину». На белгородскую паралимпийку Татьяну Рябченко подали в суд за отказ поделиться премиальными
В Белгороде разгорается скандал вокруг паралимпийского стрелкового спорта. Победитель альтернативной паралимпиады в Подмосковье и многократная чемпионка России и мира по пулевой стрельбе Татьяна Рябченко обвинила тренерскую династию Кривцовых в вымогательстве: у неё требуют два миллиона рублей.
Сами Кривцовы уверяют, что речь идёт не о вымогательстве, а об исполнении двухстороннего договора, согласно которому тренеры и спортсмены должны делиться друг с другом всеми призовыми поровну.
За Рябченко уже вступился именитый паралимпиец Андрей Кожемякин и депутат областной думы Анастасия Байбикова, которая написала несколько обращений в силовые и надзорные ведомства.
Корреспондент Go31 разбирался, почему много лет тренировавшиеся у Кривцовых спортсмены отказались с ними сотрудничать.
Договор — дело добровольное
Деньги Татьяна Рябченко выиграла на альтернативной паралимпиаде в 2016 году в Подмосковье в стрельбе из малокалиберной винтовки. Из-за допингового скандала российских спортсменов не пустили на игры в Рио, и Россия организовала свои собственные соревнования.
Несмотря на низкий уровень турнира из-за отсутствия конкуренции, размер призовых остался идентичным гонорару за медаль в настоящих играх. За первое чемпионское место спортсменам-инвалидам давали по 4 миллиона рублей, за второе — 2,5 миллиона, а бронзовым призёрам досталось по 1,7 миллиона рублей. Тренеров государство также не обидело: наставникам чемпионов вручили по 600 тысяч рублей.
После того, как Татьяна Рябченко получила деньги, к ней поспешила руководитель федерации спортсменов-инвалидов Светлана Кривцова c банковскими реквизитами и потребовала перевести половину выигранной суммы. Спортсменка отказалась, заявив, что дочь Кривцовой Вероника являлась её личным тренером только на бумаге и фактически провела с ней только одно занятие. В ответ Татьяна получила иск в суд.
Сама Светлана Кривцова не отрицает, что требует деньги с Рябченко, однако считает, что её дочь Вероника, личный тренер спортсменки, имеет на них право на основании подписанного договора, условия которого истекли только к концу 2016 года.
— Договор — дело добровольное, никто его не заставляет подписывать, — заверила в разговоре с корреспондентом Go31 Кривцова.
Мишени для стрельбы из малокалиберных винтовок. Фото Игоря Ермоленко
Впрочем, с этим не согласна депутат Анастасия Байбикова. В своём письме министру спорта она сетует, что «Кривцовы работают в бюджетной организации, а не частной, и заключение такого рода договоров противоречит закону».
Что, Танюш, жаба заела?
Начальник областного управления физической культуры и спорта Олег Сердюков говорит, до конфликта о заключении подобных договоров он ничего не слышал.
— Дело в том, что заключён договор между двумя физическими лицами, и увидел я его впервые как раз в ходе конфликта. Оказывается, такие контракты есть у нескольких спортсменов, — отмечает Сердюков.
После отказа отдавать два миллиона, Сергей и Светлана Кривцовы вызвали Татьяну на разговор, аудиозапись которого теперь находится в материалах проверки отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
— Что, Танюш, жаба заела? — приветствует чемпионку её первый тренер Сергей Михайлович.
— Дело не в жабе. Я бы с вами поделилась с удовольствием… — неуверенно говорит Татьяна, но её перебивают.
— А зачем нам делиться? Мы ж с тобой договорились по-партнёрски: делим пополам всё это, — говорит тренер.
Тем не менее, спортсменка настаивает, что дочь Кривцовых с ней не занималась. В разговоре с Go31 чета тренеров это заявление опровергает совместными фотографиями Татьяны и Вероники, однако Татьяне объяснили ситуацию немного по-другому: «Мы не можем написать, что я здесь был, потому что нам тогда совсем ничего не дадут. […] Тебя привёл я, и я с тобой занимался. Но я не могу за тебя и за всех здесь быть, потому что так ничего не дают никому», — поясняет Сергей Кривцов спортсменке.
Сергей Кривцов действительно не мог быть личным тренером Рябченко, так как тренировал ещё одного паралимпийского чемпиона Андрея Кожемякина. Как и Татьяне, ему присудили четыре миллиона призовых, однако у тренеров к нему материальных претензий нет: контракт с Андреем закончился ещё в 2012 году.
Чиновники поддержат спортсменов
По словам Светланы Кривцовой, деньги за победу Кожемякина тренер получил только через несколько месяцев после соревнований. Перед этим у них состоялся разговор, добавляет она. «Мы спросили: Андрей, как ты считаешь, это справедливо? Он ответил, что нет, и подумает над этим, а сам пошёл к начальнику управления жаловаться», — говорит Кривцова.
В сложившейся ситуации управление по физической культуре и спорту встанет на сторону спортсменов, сообщил Go31 его руководитель Олег Сердюков.
— Я несколько раз встречался и с тренерами, и со спортсменами, думал, найдут какое-то примирение. Но бесполезно: тренеры говорят «мы правы, мы подаём в суд». Вот они подали в суд. Спортсмены говорят, что правы они. Мы же поддерживаем спортсменов, в том числе [берём на себя] юридическое сопровождение, — прокомментировал конфликт чиновник.
Светлана и Сергей Кривцовы, Андрей Кожемякин и Татьяна Рябченко с паралимпийскими медалями
По словам Кривцовых, они неоднократно за свой счёт покупали Рябченко и Кожемякину экипировку, оплачивали поездки на соревнования и сборы. Впрочем, с 2015 года они платили за себя сами, уверяет паралимпийка.
— Я за поездку в Америку отдала 100 тысяч рублей, — комментирует она. — В вызове было прописано, что половину расходов оплачивает Белгород, но мне это не оплатили. В Арабские Эмираты я ездила за свой счёт. С 2014 года мы с Андреем сами покупаем патроны и пули.
Отметим, что ситуацией заинтересовалась и полиция. По обращению депутата Анастасии Байбиковой в отделе по борьбе с экономическими преступлениями начали проверку и собрали со спортсменов показания. Такие же, как у Татьяны, контракты в полицию предоставили паралимпийцы Антонина Жукова и Андрей Кожемякин, они дали показания. Сейчас победители альтернативной паралимпиады занимаются у других тренеров.