«Колобаев, тебе дорога только в армию». Белгородский концепт-дизайнер фильма «Призрак в доспехах» — о российском образовании и западном кино
В российском прокате набирает популярность американский фильм «Призрак в доспехах», снятый по одноимённой научно-фантастической манге. Одним из создателей этой киноленты стал белгородец Марк Колобаев. С командой художников он создал визуальный стиль города.
Белгородский концепт-дизайнер рассказал журналисту Go31, какие фильмы он не смотрит, чтобы не портить себе жизнь.
— Как ты попал в титры «Призрака в доспеха»?
— Я сотрудничал с компанией MPC (Moving Picture Company), которая находится в Лондоне и занимается визуальными эффектами для фильмов. Последняя работа, за которую они получили «Оскара» — «Книга джунглей». В сентябре мне написал их арт-директор и пригласил в новый проект, который начался в 2014 году, и я стал работать на его заключительной стадии. Моей и ещё трёх художников задачей было создать визуальный стиль города: как он будет выглядеть в кино, как эти голограммы будут отражать и преломлять свет. Я работал в режиме нон-стоп: не спишь, не ешь. Просыпаешься в семь утра, а из Лондона уже пришло сообщение об исправлениях, и до обеда нужно отправить результат.
— В интервью Рендер.ру ты говорил про свои работы: «Меня всё больше затягивают киношные кадры, я хочу, чтобы люди говорили: «О, а это из какого фильма?», а я им потом: «Такого фильма нет». Думаешь, напророчил?
— Я всегда хотел поработать в серьёзных проектах — с кино и компьютерными играми, и меня никогда не интересовало то, что происходит в России. Хочу работать именно с Западом. За всё время я только один раз работал с русскими ребятами, и они были из Украины. С русскими у меня было пару сложных взаимоотношений, и я прекратил сотрудничество.
— Почему?
— Они не знают таких слов, как «контракт», «платить вовремя». У американцев — сразу пачка контрактов, NDA (соглашение о неразглашении конфиденциальной информации — прим. ред.). Они всегда платят. Просто нужно отлично и вовремя делать свою работу. А в России никогда не знаешь, заплатят ли.
Концепт города в фильме «Призрак в доспехах». Источник: http://static.ifood.tv
— Почему графика в российских фильмах так сильно отличается от американских?
— Стараюсь не смотреть русские фильмы, чтобы не портить себе жизнь. Последнее, что видел — новогодние «Ёлки», пятые или шестые. Я просто не понял, за что заплатил деньги. Чтобы понять разницу между российским и американским кинематографом, я советую посмотреть видеоблог Питера Джексона (режиссёра «Властелина колец» — прим. ред) — «Хоббит». Там 14 серий о том, как снимался этот фильм.
Всё очень просто, и это знает любой: деньги у нас куда-то не туда уходят. В последнее время бюджеты у российских фильмов какие-то нереальные, но кто это делает? Все профессиональные художники, которых в России можно пересчитать по пальцам, не станут работать за предлагаемую им здесь плату. И опять же, куда эти бюджеты идут? У нас нет режиссёров, которые снимают фантастику. Бондарчук и всё.
— В прошлом году ты получил БГИИКовский диплом дизайнера, но поступал на архитектора в Технолог. Что пошло не так?
— Я хотел стать великим архитектором. Но когда поступил, понял, что там никакого творчества — математика, цифры и ничего другого. И вот одним вечером случайно открыл фотошоп. До этого я работал с 3D-программами и даже не знал, что люди рисуют в этой программе. Я просто решил порисовать мышкой и чуть с ума не сошёл. Я позвонил маме и попросил отправить мне восемь тысяч на маленький планшет. Это был второй курс. Тогда я понял: либо вылечу из университета, либо нужно перейти.
— В интервью тому же «Рендеру» ты говорил, что учёба просто отнимает твоё время.
— Это проблема всех, кто идёт в институты, и я говорю только о творческих специальностях. Институты не успевают за тем, что творится на улице. Студенты учат то, что никому не нужно. За пять лет можно стать выдающимся художником и получать хорошие деньги за крутые проекты. А из университета ты выйдешь через пять лет никому не нужным. Я считаю, что это самая главная проблема в нашей России: 11 бесполезных лет в школе, потом ещё пять бесполезных лет в институте.
Концепт Марка Колобаева. Источник: http://www.markkolobaev.com
— Как за пять лет стать крутым художником?
— Сейчас есть очень много бесплатных курсов, видеороликов, на которых можно поднять свой уровень. Я начал в 2013 году, и пару лет чуть не отшельником был: просто сидел и рисовал, даже на улицу не выходил.
— Сейчас ты ведёшь курсы по компьютерной графике. Какой совет ты даёшь своим ученикам?
— Нужно много практиковаться. Есть золотое правило десяти тысяч часов. Пару лет назад учёные провели эксперимент: вытащили успешных людей, которые добились успеха в музыке, кино, танцах, и тех, кто не добился. Потом они сравнили, сколько времени они потратили до того, как стать успешными, и оказалось, что средняя сумма – это десять тысяч часов. Если ты потратишь столько на своё любимое дело, то ты будешь успешен сто процентов.
— В талант ты не веришь?
— Нет, я считаю, что талант – это оправдание. Успех — это 99% пота и 1% таланта. А талант это что? Это какая-то предрасположенность.
Я встречался с самыми крутыми людьми из Америки и Европы. Подошёл бы я к Джаме Джурабаеву (концепт-художник, работавший над фильмами «Мстители: Эра Альтрона», «Стражи Галактики», «Пен: Путешествие в Нетландию» — прим. ред.) и сказал бы ему: «Вот ты, наверное, талантлив», а он: «Ну, конечно, дело ведь только в таланте».
Концепт Марка Колобаева. Источник: http://www.markkolobaev.com
— Сколько на одну картину уходит времени и эскизов?
— Самую сложную работу я могу сделать за неделю. Эскизы я перестал делать. Сначала ты делаешь много эскизов, тысячу эскизов, а потом уже можешь генерировать их в голове. Я просто представляю себе эти тысячи этапов. Но эскизы очень важны, конечно.
— Что сложнее рисовать: картины на холсте или на компьютере?
— Если воскресить Айвазовского, то он вряд ли нарисует классную картину на компьютере. Ему понадобится полгода, чтобы изучить инструмент. Акварель по одному принципу работает, масло, гуашь — по-другому, в каждой технике свои инструменты и принципы. Если человек классно рисует в СG (в компьютерной графике — прим. ред.), это не значит, что он возьмёт акварель и нарисует такую же крутую картину. В фотошопе можно выбрать цвет, а в жизни его нужно смешать.
— Компьютерная графика — это искусство?
— Несколько лет назад говорили, что у сиджишников нет души, а сейчас в моду входит 3D-реальность. Появляется много программ, в которых можно рисовать с помощью 3D-очков и разных стиков. Картина, нарисованная маслом, вызывает больше ощущений. У неё есть краска, вкус, запах. А когда мы смотрим в монитор, то, естественно, ничего подобного не испытываем. Это как посмотреть на фотографию заката и на сам закат.
Концепт Марка Колобаева. Источник: http://www.markkolobaev.com
— Некоторые иллюстраторы занимаются «обводюшками»: находят какие-то фотографии в интернете и просто срисовывают их. Ты занимаешься чем-то подобным?
— Да-да, если разделить пирамиду на восемь частей, то это самый нижний слой художников. Они ничего не придумывают, ничего не делают — это не творчество. Их нужно называть «принтерами».
— В России много художников-принтеров?
— Всех, кто якобы что-то делает, очень много. У нас в России какие проекты? Либо мобилки все рисуют, либо коняшек, либо этикетки для бутылок. Это максимум на что способно большинство. Они не знают ни одной зарубежной компании. И фотошоп, наверное, на русском.
Мне, на самом деле, очень хочется изменить всё. То, что сейчас происходит, у меня вызывает жёсткую апатию.
— Ты аполитичный человек, или тебя волнует то, что сейчас происходит в России?
— Я же тоже такой простой человек, как и все, люблю поговорить о политике, об инопланетянах, космосе, звёздах. Мы с девушкой были 26 марта на митинге в Белгороде, но просто проходили мимо. Я где-то посередине: нашему правительству не очень верю, но и не верю тому, что предлагают на другой стороне.
— А правительство должно прислушиваться к людям искусства? Например, на премии «Ника» многие режиссёры, актёры выступали с речами в защиту задержанных 26 марта.
— Все должны заниматься своим делом. Сейчас политика везде. Её надо меньше с искусством, музыкой, спортом. Правительство должно заниматься другими делами. Просто у нас, мне кажется, не хватает профессиональных людей на этих топовых позициях. Я, например, не вижу никакого прогресса ни в театре, ни в кино, ни в музыке. Есть индивидуумы, но единицы. Каждый музыкант может стать популярным. Но нам же со школы говорят: ты дурак, а ты хороший. В институте тоже.
Марк Колобаев в центре. Фото из личного архива
— А что тебе в институте говорили?
— «Колобаев, тебе дорога только в армию». В седьмом классе я понял, что у меня есть какая-то своя волна. В школьные годы я был самым известным в кабинете у директора. В институте деканат только обо мне и говорил. В институте было интереснее, потому что там меня не просто ненавидели, они ещё знали, что я классный, и спорить со мной на тему компьютерной графики просто невозможно.
— Часто ходил на пары?
— Ходил, сдавал сессии, диплом сделал, но просто старался это минимизировать.
— А почему не бросил?
— Хотелось, но моя мама говорила, что мне нужен диплом, он мне пригодится. Мне недавно сказали, что при открытии организации нужно высшее образование.
— Ты видишь своё будущее в России?
— Я хочу помочь тысячам художников стать профессионалами в концепт-дизайне. Когда я начинал учиться, у меня не было человека, который помог бы мне. В России нет ни студии, ни нормальной школы, где бы этому учили. Поэтому я планирую создать что-то своё в противовес всяким институтам и частным заведениям. А потом, конечно, хотелось бы уехать на Запад. Не жить там, а получить опыт, познакомиться с классными режиссёрами, посмотреть на процесс съёмок своими глазами. Ну и с этими же ощущениями вернуться обратно. Я хочу жить в России.