В кино показали девушек из «Охраны». В Белгороде стартовал правозащитный кинофестиваль
В кинотеатре «Русич» стартовал фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», организаторами которого стали Министерство культуры и Гильдия кинорежиссёров России. По заявлению авторов, «Сталкер» — это «проводник в зону неизведанного кино», которое в широком прокате «не показали и не покажут никогда». Почему — выяснял Go31.
Белгород во второй раз становится площадкой 22-летнего фестиваля. Предыдущий раз — 15 лет назад, в 2002 году, зрители посмотрели более десяти лент из России, Китая, Швеции. Тогда в областной центр приезжали президент Гильдии кинорежиссеров России Марлен Хуциев, режиссёр Алла Сурикова со ставшим потом популярным фильмом «Хочу в тюрьму» и Гарик Сукачёв с дебютной режиссёрской работой «Праздник».
В этом году российские режиссёры привезли в Белгород три картины. 20 марта фестиваль открыл фильм триумфатора «Ники» и «Кинотавра» Александра Прошкина «Охрана». Зрители овациями встретили режиссёра, известного картинами «Холодное лето пятьдесят третьего», «Опасный возраст», «Живи и помни», сериалам «Михайло Ломоносов» и «Доктор Живаго».
«Охрана» рассказывает трогательную историю работницы службы безопасности разоряющегося металлургического завода провинциального города, которая страстно желает родить ребёнка. Рыжеволосая девушка знакомится с разными людьми и попадает в комические и драматические ситуации. Роли в фильме исполняют Виктор Сухоруков, Алексей Кортнев и Мария Коровина.
Кадр из фильма «Охрана», фото Оксаны Булгаковой
По словам Александра Прошкина, «Охрана» стартовала в российском прокате, но отсутствие средств на рекламу не дало фильму популярности.
— Прокат у нас ограниченный, проходит быстро, — пояснил Александр Прошкин. — Показ зарубежного кино настолько силён, что нашим фильмам дают пару дней в прокате, и больше их никто не видит.
Как рассказал режиссёр, он показывал фильм в Париже, и его удивило, что благополучные европейцы способны настолько сочувствовать российской жизни. Автору задавали «массу вопросов, поскольку эта картина о сегодняшнем дне и родилась из реальной жизни». Предыдущие свои картины режиссёр снимал на Косогорском металлургическом заводе в Туле, в охране которого работали только девушки.
— Одна из деревни, другая с музыкальным образованием, третья инженер по профессии. Работы нет, и они оказались в охране, — рассказал автор. — Тогда и родилась идея снять картину о девушках, которые вступают в жизнь, но находятся не в самых благоприятных условиях: некого любить. Мужики или спились или разбрелись по стране в поисках работы.
Режиссёр Александр Прошкин на фестивале «Сталкер» в Белгороде, фото Оксаны Булгаковой
По мнению исполнительного директора Гильдии кинорежиссёров России Игоря Степанова, все фестивальные фильмы рассчитаны на широкого зрителя и могут приносить прибыль, но прокатчики их не берут.
— «Сталкер» проводится в Москве в декабре, — рассказал Игорь Степанов. — Показывают фильмы, работает жюри, вручают призы в разных номинациях. После чего фильмы, которые становятся призёрами фестиваля, зрители не смогут никогда и нигде посмотреть. Их если и показывают, то редко, в час-два ночи, по каналам «Россия» или «Культура». К сожалению, наше российское кино кладут на полку. Понимая, что фильмы никто не хочет показывать, а режиссёры лишены возможности общаться со зрителем, мы придумали такую акцию — показывать их бесплатно в городах России.
— Я бесконечно тронут тем, что меня пригласили в Белгород, — признался Александр Прошкин. — Много лет назад я ехал в Крым, и город тогда меня поразил. Он прекрасно расположен на холмах, светлый, много зелени, невероятной красоты меловые горы.
Игорь Степанов привёз фильмы-призёры кинофестиваля, фото Оксаны Булгаковой
21 марта кинофестиваль продолжит картина режиссёра Валерия Харченко «Летящие по ветру листья», повествующая о скитаниях малолетних подростков по Сибири в годы тоталитарного прошлого.
22 марта фестиваль закроет премьера Ксении Баскаковой «Птица» с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.