интервью
11:46, 20 марта 2017 г.

«Чтобы победить бурю, бурей надо стать самому». Как экс-сотрудница мэрии стала организатором акции против коррупции

интервью

В воскресенье, 26 марта, по России прокатятся митинги против коррупции, организованные активистами по призыву политика Алексея Навального. Во многих городах местные власти отказались их согласовывать, в том числе и в Белгороде: чиновники заявили о занятости площадки, но альтернативное место не предложили.

Однако активисты всё равно намерены выйти к «ракушке» в парк Победы, а «локомотивом» протестного движения в Белгороде выступила экс-сотрудница мэрии Оксана Михайлик: она относит на бывшую работу уведомления о проведении акции и координирует действия участников митинга.

Журналист «Белгород онлайн» Владимир Корнев взял интервью у Оксаны Михайлик, а Go31 публикует его с разрешения редакции.

***

Оксана Михайлик родом из Саратова, в Белгород переехала жить в 1996 году. Закончила гимназию №1, а затем БГТУ по специальности «инженер-технолог». В 2010 году Оксана переехала жить и работать в Москву. Там вышла замуж и уже беременной наблюдала за событиями на Болотной площади в 2012 году. В 2014 году Михайлик вернулась в Белгород. С тех пор она, как говорит сама, стала «бороться с системой ЖКХ».

Осенью 2015 года после того, как не нашла общий язык с управляющей компанией, Оксана возглавила товарищество собственников недвижимости «Генеральский». Михайлик вспоминает, что люди тогда крутили у виска – говорили, что народ инертный и ничего путного у неё не получится. В итоге получилось, а мэр Белгорода Константин Полежаев пригласил активистку работать в администрации. Начальником отдела по жилищному контролю и защите прав потребителей в сфере ЖКХ Михайлик трудилась полгода.

До интервью Оксана просит дать ей время объяснить позицию. Перед ней стоит чашка кофе – за весь разговор она не притронется к ней.

– Когда с людьми общаешься на разные темы – например, про товарищество собственников недвижимости, – они говорят: «Да, Оксан, всё понятно. А где интерес твой?». Я говорю: «Ну, как где? Родина, Россия!». Они отвечают: «Не-не, это неправда… Депутатом хочешь быть? Сколько с ТСНа имеешь?». А меня даже муж «гнобит», что я занимаюсь этим бесплатно.

Когда я начинала «бороться с ЖКХ», мне тоже говорили: «Оксана, наш народ пассивный, вялый, он никогда не встанет». Но ведь у нас нормальная, пассионарная, умная молодёжь! Я завидую вам по-чёрному – есть куча гаджетов, можно любую информацию почерпнуть, и с помощью неё построить лучшую Россию.

– Расскажите о том, как полгода пытались строить лучшую Россию в мэрии Белгорода.

– Меня отправили в офис на Некрасова 9/15. После офиса в Москве я приезжаю туда (и думаю) – что это вообще? (смеётся).

– Подвал?

– Хуже. Нет кулера, туалетной бумаги, мыла.

– Кресло было?

– Вот, кстати, единственное! Шикарное кресло было. Больше никаких позитивных моментов.

– Началась рутина?

– У меня был достаточно интересный отдел, но эмоционально выгораешь там. Люди приходят с работы, у них всё плохо, берут квитанцию, а там – мой телефон. И звонят. Это называется «телефон психологической поддержки». Вообще это интересно, когда становишься чиновником, и не ты звонишь в мэрию, а тебе. Я сама себя начала ненавидеть (смеется).

8twpydavdvm

Фото Бориса Ечина

– То есть вы стали понимать чиновников?

– Конечно. Наконец-то я поняла их отписки, как они появляются и рождаются. Но опять же, эту систему можно побороть.

– Вы начали это делать?

– Начала. Бабушки и некоторые чиновники падали в обморок.

– К чему это привело?

– Я отделила свой отдел от департамента ЖКХ. Чтобы можно было проверки проводить нормально, например.

– С кем вы обсуждали это?

– Напрямую с мэром. Я положительно отношусь к нему, понимаю, кто он такой в вертикали власти. И знаю его как человека. Я поверила ему.

– И что в итоге?

– Не моё оказалось. Не все люди могут работать чиновниками. Есть те, кому нравятся планерки, заседания вечные. Это не я. Я почувствовала, что своей деятельностью могу принести большую пользу, чем начальником отдела по… Забыла название отдела.

– Отдел по жилищному контролю и защите прав потребителей в сфере ЖКХ.

– Точно! Неделю учила.

– Что дали эти полгода?

– Многое. Когда люди огульно обвиняют чиновников – это тоже неправильно. Многие инициативы у мэра позитивные. Тот же «Активный горожанин». У этого механизма есть все шансы изменить ситуацию в городе. Поэтому не надо ругать его, просто надо доработать до состояния, которое будет приносить пользу.

– Что подтолкнуло вас стать организатором акции?

– Какая-то точка входа должна была быть. Ведь, как говорят: «Дайте мне опору, я вам мир переверну». Про того же Дмитрия Медведева выходило много (материалов). И я почувствовала, что «надо», еще в 2012 году. Но я маленький человек.

– Точкой входа стал призыв Навального, акция будет в том числе в его поддержку?

– Акция прежде всего не за Навального, а против выявленных фактов коррупции.

– Но какое место в этом всём вы отводите ему?

– Анекдот можно? Мужчина останавливает машину, говорит, довезите туда-то. Водитель соглашается, рассчитывая на некое поощрение. Они приезжают, пассажир выходит, водитель вопрошает: «А-а-а?». А пассажир отвечает: «А-а-агромное человеческое спасибо!». Намёк понят? (смеётся).

К Навальному я отношусь хорошо как к политику. Человек делает своё дело, я думаю, что он нашёл себя, многим пожертвовал – дело «Кировлеса», стресс семьи, брат сидит. Свою жертву он платит. Что мешает ему заняться простым бизнесом? Материально в политике он меньше получит, чем если бы стал бизнесменом. Но почему он идет в политику? Он пассионарий, как Александр Македонский. Их не интересует материальная составляющая их победы. Им нужна слава.

psy9obym5y0

Встреча рабочей группы по организации акции против коррупции в Белгороде

– Это красивая версия, но вам расскажут сотни некрасивых до акции. Что вы ответите людям?

– Я не знаю лично Навального, не состою в его штабе. Может он агент «пятой колонны» или наоборот ФСБ. Я просто не знаю. Я увидела шанс и им воспользуюсь. Я хочу сказать людям, которые придут на акцию, которые поверят или Навальному, или мне, что можно что-то сделать. Давайте попытаемся! Зачем верить в сказки, что у нас 300-летнее рабство и мы никогда не выходим на митинги?

России не нужна диктатура, не нужны цари. Я не хочу, чтобы моему ребёнку преподавали православие под любыми предлогами. Она сама решит и пойдёт в церковь, если ей надо. Это её личное дело. И, к тому же, не хочу никого обидеть, но нельзя надеть плешивую рубашку царизма, православия, и сказать: «Это ваше, исконное! Вы должны носить её пожизненно! Это ваше всё!»

Нет, нужно эволюционировать. Диктатура не развивает общество. Это очень легко проверяется – смотрим, в каких странах развивается технологии, наука. Значит там хорошо – значит там такой строй, который подходит.

Один известный политик сказал: «Есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России». А я хочу перефразировать: «Есть народ – есть Россия. Нет народа – нет России». И его сейчас просто уничтожают.

Да, в Белгороде у нас всё тихо, но мы без России тоже никуда. И если выявлены факты коррупции высших должностных лиц, то я думаю, что это касается и Белгородской области. Несмотря на то, что у нас тут так «хорошо» живётся.

– Вы случайно не планируете возглавить штаб Навального, который он собирается в мае открыть в Белгороде?

– Я не связывалась с людьми Навального или с ним самим. Сейчас не могу сказать. Будет видно по результатам акции. Может получится, что я узнаю больше про структуру Навального или он узнает про меня.

– Вы писали, что планируете пригласить на акцию представителей всех партий.

– Да, «Единую Россию» тоже. Пожалуйста, выступайте со сцены против коррупции. Но нам нужен ответ от этих фондов – если они благотворительные и не платят налоги, то отчитайтесь о благотворительности за весь срок деятельности. Ведь вы получаете очень дорогие подарки, и если Дмитрий Анатольевич отдыхал в этих «подарках», пусть предоставит чеки, за какие деньги он там отдыхал – за зарплату или какие-нибудь другие.

– Перед созданием ТСН вы говорили: «Понятно, существует инертность большинства жильцов и страх предстоящих проблем. Но, если среди собственников помещений найдется десятая часть активных единомышленников, успех задуманному предприятию – обеспечен». Сейчас вы ввязались в новую авантюру. Каким должен быть успех этого «предприятия»?

– Если придет три человека, то это уже успех. Я смотрю на жизнь так, что в ней нет отрицательных результатов. Когда я создавала ТСН, управляющая компания рассказывала про меня всякие страшные вещи, и я это использовала. И сейчас готова к этому.

– Вы замужем, у вас ребёнок, при этом вы предлагаете белгородцам обращаться к вам за помощью, если кого-то будут прессовать. Чем вы поможете и не боитесь ли сами?

– Я работала в администрации. Плюс у меня есть хорошие юристы, политолог из Москвы. Если обратятся, я буду помогать. Даже моральная поддержка важна – не надо оставаться в вакууме. Это главный принцип борьбы с любой депрессией, проблемами. Надо понимать, что тебя нет отдельно от общества, мы единый организм, поэтому нас тянет друг к другу.

sgd8mmn7w9k

Оксана Михайлик в администрации Белгорода после получения ответа о митинге

– Насколько вообще Белгород готов к тому, чтобы выйти на улицу? Практики общегражданских митингов у города практически нет.

– Я приглашаю всех на акцию, какие бы взгляды не были у людей. Главное, чтобы они были против коррупции.

Вообще, протесты обязательно воспринимаются негативно. Мне совсем не хочется в нашем обществе возбуждать агрессию. Я хочу протест перевести во что-то созидательное для страны. Я вижу, как она терпит кризис власти. И из-за того, что власть максимально расчистила политическое пространство, я со своим «нулём» могу собрать тысячу (человек). Люди должны понять, что сейчас политику можно делать с абсолютным минимумом средств и добиваться результата.

Я понимаю, что должна дать своему ребенку лучшее будущее. Я много думала об этом и потом поняла. Как победить бурю? Бурей надо стать самому.

– Красиво.

– Многие люди приходят в политику и становятся плохими. А я вообще считаю, что люди, которые идут во власть, должны быть в определенной степени мазохистами. Они должны понимать, что отдадут больше, чем получат. Некая жертвенность должна быть. Нельзя прийти во власть хапать.

Мой пример – Илон Маск, который получает состояние и вкладывает в благотворительность. Надо вкладывать в «пипл». У меня растет дочь и я хочу для нее нормальный социум, а не маргинальный эстеблишмент, который пьёт боярышник.

Где должно возникать гражданское общество? Есть власть и есть народ. Для людей очень показателен пример, многие идут за примерами. Поэтому власть должна ответственна за то, что говорит и что делает.

Я надеюсь, что они понимают, что если у них есть домик в Испании, то там своё испанское правительство. Они не граждане Испании, и мало ли как там посмотрят на это. Могут прийти и по их законам потребовать отчитаться за купленную недвижимость. Выяснить, что она куплена на какие-то непонятные деньги и забрать её – и будете там с голой попкой. И сюда не вернетесь, потому что здесь всё развалили. Поэтому нет у русских людей другого дома. Просто нет.

– Вы сказали, что у вас нет выгоды от активности. Но наверняка есть амбиции. Какие они?

– (долгое молчание)

– Вы думали об этом?

– Думала, конечно. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И я мечтаю.

P.S. В ближайшее время Оксана Михайлик планирует подать повторную заявку на проведение протестной акции в Белгороде.

#Оксана #Михайлик #интервью #митинг #против #коррупции #Белгород
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"