#Блоги_кураторов. Почему важно учиться «вязать» буквы
С пятого марта в школе искусств «Кислород» стартует новый факультет «Городская арт-навигация», который собрал преподавателей из Минска, сербского Ниша, Москвы и Белгорода. Они расскажут всё о дизайне, создании иллюстраций и буквицы, леттеринге и культуре Сербии. Последнее понадобится участникам курса для выпускной работы — арт-карты города Ниш.
Сайт Go31 совместно со школой запускает образовательный проект «Искусственное дыхание». В нём мы будем публиковать блоги кураторов и выпускников, тезисы с лекций и мастер-классов, интервью и другую полезную информацию, которая будет интересна даже тем, кто с дизайном на «вы».
В первом блоге автор и преподаватель курса по каллиграфии и леттерингу в арт-студии Fantasy Room Minsk Валерия Тумаш расскажет, почему каллиграфия — это круто и как научиться «вязать» буквы.
Почему каллиграфия стремительно набирает популярность в цифровую эпоху? Когда нужно выразить важную мысль, сказать самые главные слова или подготовить поздравление, мы серьезно подходим к выбору каждого слова. Мы вкладываем глубокий смысл в каждое предложение. А каллиграфия — это голос, которым будут говорить наши слова. Он может быть эмоциональным или сдержанным, веселым или строгим, классическим или современным. Все зависит от задачи и цели, от содержания. Но в любом случае, этот голос будет принадлежать только одному человеку — автору текста. И это уже не стандартная безликая открытка, купленная за рубль (белорусский — прим. ред.) в ближайшем магазине. Это единственная в своем роде авторская работа, которая имеет конкретного адресата. Это слова, которые проходят путь от сердца к сердцу, слегка касаясь бумаги.
Приятно наблюдать, как растёт количество людей, увлеченных каллиграфией. В соцсетях проходят конкурсы и марафоны, да и хорошего учебного контента тоже хватает. И Минск тоже стремительно накрывает волна любви к каллиграфии: примерно раз в месяц мы собираемся на каллиграфические завтраки в уютных кофейнях города; у нас работают школы и студии, где есть полноценные курсы по каллиграфии, интенсивы и мастер-классы; мы приглашаем к себе мастеров из других городов, обмениваемся опытом и наполняемся вдохновением.
В нашей студии Fantasy Room Minsk готовится к выпуску вторая группа по каллиграфии и леттерингу. В группах было максимальное число студентов, уже идёт запись на третий набор — интерес огромный! Кто приходит на курс? Люди разного возраста и профессий: есть дизайнеры и художники, есть инженеры и врачи, есть молодые мамы в декрете, есть студенты — все хотят научиться искусству красивого письма.
Свой курс я начинаю со знакомства с кириллической вязью. Почему вязь? Во-первых, это очень простой по логике построения букв, геометричный орнаментальный тип письма. Во-вторых, это наше наследие, это то, что мы чувствуем и что называем «генетической памятью». Вязь — это такой тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. С первых штрихов студенты включаются в работу и лихо начинают «вязать».
Самым модным и известным типом рукописного письма является готика. Но она обладает теми же характеристиками, что и вязь: она орнаментальна, геометрична, логична. Появляется готика в европейской культуре примерно в то же время, что и вязь в славянской. Они решают одну и ту же задачу — плотное и равномерное заполнение текста в строках.
Именно поэтому очень важно рассказать студентам о нашей культуре письма; показать, что у нас имеются альтернативы не хуже европейских. И я так сильно прониклась этой идеей, что решила собрать весь наработанный материал в простую и понятную для новичка рабочую тетрадь по кириллической вязи. На первых страницах есть немного теории, истории и инструментах. Потом практика: сразу базовые элементы, потом написание отдельных букв, потом лигатуры, подчинение и соподчинение букв. И конечно, пошаговый разбор практического задания.
Рабочая тетрадь подготовлена в электронной версии в формате А4 и уже готова для заказа по ссылке. Очень приятно, что уже обращаются ребята из других стран: Франция, Германия. Это и понятно — в Европе очень много материала по латинице, а современных и понятных материалов по кириллице не хватает.
Я надеюсь, что эта работа принесёт свои плоды и кириллическая вязь станет популярнее среди профессиональных каллиграфов и любителей искусства красивого письма.
***