«С нас перестали требовать "палочной системы"». Сергей Петров – о резонансных делах белгородского УФАС
Глава белгородского УФАС Сергей Петров подвёл итоги 2016 года, рассказав о резонансных делах, некоторые из которых перешли в 2017. Главный антимонопольщик региона остановился на теме «Оранжевых островов», пояснил ситуацию с проверкой алкогольного рынка области, дал прогноз на дело о старооскольских маршрутчиках. Владимир Корнев записал главное из слов руководителя управления, которое теперь работает не на количество, а на качество.
Петров начал с изменений в работе ФАС. Не самых приятных для ведомства. Теперь, когда антимонопольщики собираются к кому-то с проверкой, они должны уведомить прокуратуру и не позже чем за сутки предупредить тех, к кому идут.
– Это уже не проверка, а визит, – объяснил Петров.
Начальник УФАС напомнил о деле «Оранжевого острова», заведённом в отношении «Белгородского хладокомбината» и мэрии Белгорода. Тогда были выявлены незаконные соглашения между городскими чиновниками и хладокомбинатом. Но в процессе рассмотрения дела, по словам Петрова, Евгений Савченко согласовал инвестиционный проект и «в рамках закона разрешил им строить».
Поэтому построенные объекты, по словам Петрова, «никто сносить не будет».
– Губернатор, скажем так, узаконил киоски, – пояснил спикер.
За 2016 год УФАС получила 283 жалобы на госзаказы, но приняла к рассмотрению только 175. В основном, из-за нарушения регламента по их составлению. Из рассмотренных жалоб примерно половина, по словам Петрова, была составлена «профессиональными жалобщиками» – гражданами за пределами области, которые действуют по одной схеме.
Они подают жалобу, а затем просят с того, на кого пожаловались, «некий бонус». Одним из способов борьбы с такими «бизнесменами» в УФАС считают введение пошлины на подачу жалобы в ведомство – по аналогии с иском в суд.
– К слову, мы получали жалобы и от Алексея Навального, и от Сергея Митрохина (член политкомитета партии «Яблоко» – прим.ред.). В основном, они были обоснованными, – заявил Петров.
Первый же вопрос от журналистов касался проверки ФАС России белгородского алкогольного рынка и возможного «протекционизма» на нём. Петров отправился в свой кабинет и «для наглядности» принёс четыре бутылки – три водки и одно шампанское.
По словам главы УФАС, при центральном ведомстве есть Совет по реализации спиртных напитков. Там «иногда» говорят о том, что в Белгородской области существует «региональный протекционизм».
– Кто это говорит – не имею понятия, – заявил Петров, добавив, что ему никто не жаловался на местных предпринимателей.
Указав на бутылки, спикер пояснил, что в регионе продаётся разный алкоголь – на представленном шампанском была марка «Качества жизни», на одной водке была только акцизная марка, а на харьковской бутылке вообще не было её, только «некая этикеточка».
– Это мне товарищ на Новый год принёс. И я сейчас не знаю – вот что с ней делать?
Петров пояснил, что не понимает, почему в материале «Ведомостей» о проверке ФАС России фигурируют «анонимные миллиардеры, сообщающие о том, что их зажимают в регионе». На предположение журналистки о том, что они опасаются последствий, спикер привёл пример «Оранжевого острова».
– Чтобы признать факт нарушения, должны быть нарушены чьи-то права.
Петров пояснил, что представители мэрии Белгорода тогда как раз настаивали на том, что их договор с «Оранжевым островом» не нарушил ничьих прав. Тогда УФАС разослала анкеты хозяйствующим субъектам, занимающихся торговлей, по тридцати разным адресам. И один из них ответил, что его права действительно были нарушены. А от одного из юридических лиц вообще пришло заявление, позже его директор участвовал в деле. И только тогда ведомство признало нарушение.
Петров допустил, что ФАС действительно что-то найдёт в ходе проверки алкогольного рынка области.
– Возможно, там найдут нарушения со стороны чиновников или мощных структур хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью, – заявил спикер, добавив, что «проверяются компьютеры» и всё может пойти по сценарию известного дела ФАС против Евгения Савченко, поводом к которому стал найденный протокол, подписанный губернатором.
Следующей темой стала работа полиции и нарушения в районных отделах. Петров сокрушался: несмотря на то, что на службе якобы «оставили только самых лучших», всё равно выявленных нарушений – масса.
– Знаете, как можно внешне определить, где полиция работает хорошо? Обратите внимание на рекламу на дорожных знаках и светофорах – если она висит, то в этом районе полиция не работает, ведь это серьёзное правонарушение, – пояснил Петров.
Когда он пытался говорить о проблеме с главами районов, некоторые из них сообщали, что рекламируемые услуги (например, услуга эвакуатора) «держит местный полицейский или какой-нибудь его свояк».
Глава белгородского УФАС остановился на областном департаменте здравоохранения, который «многие ругали». Он защитил ведомство, приведя пример, когда антимонопольщики начали рассматривать возможные нарушения при покупке томографа в новый перинатальный центр. Оказалось, что нарушений, о которых сообщалось, там не было.
Ещё один интересный факт, по словам Петрова, выявлен в Шебекинском районе. После смены главы оттуда пошёл вал жалоб в УФАС. «Может это совпадение», – предположил Петров.
Прокомментировал он и дело перевозчиков из Старого Оскола, которые стали известны на всю страну после акции «Путин, помоги». По словам Петрова, водители и прокуратура Старого Оскола собрали большую доказательную базу.
– Видны очевидные признаки нарушения со стороны администрации и хозяйствующего субъекта. Думаю, до мая мы вынесем решение, – пояснил Петров, назвав признаки нарушений «зримыми».
Подводя итог встрече с журналистами, глава белгородского управления заявил, что, по его ощущениям, УФАС превратилось в «профилактический орган».
– С нас перестали требовать из Москвы вала дел. Мы больше не находимся в «палочной системе», а с нас требуют качества решений, – заключил Петров.